Изменения ода связанные с выносливостью. Выявления поражений ода спортсменов. Адаптивные процессы при тренировке

Изменения ода связанные с выносливостью. Выявления поражений ода спортсменов. Адаптивные процессы при тренировке

Заслуженный тренер, специалист в области спортивной и космической медицины, врач Игорь Завьялов рассказывает о дилемме, которая часто возникает во время тренировок - сила или выносливость? Как правильно заниматься, чтобы не пострадал ни один из этих показателей - читайте ниже.

- Отношение к спорту может быть кардинально противоположным. Пьер Кубертен писал ему оду. Уинстон Черчиль язвил, что стал долгожителем благодаря отсутствию спорта в его жизни. Гиппократ уверял, что спорт очищает организм.

Череда недавних скандалов, связанных с применением допинга даёт повод некоторым считать, что спорт не только не честен, но и крайне вреден для здоровья!

Так ли это? Лаборатория безопасного спорта доктора Завьялова поможет найти ответы на интересующие вас вопросы.

Игорь Завьялов

Человек устроен удивительнейшим образом. Мы стремительно приспосабливаемся к сложным условиям окружающей среды. Благодаря этой способности Homo sapiens стал доминирующим видом на планете Земля. Не менее быстро все системы нашего организма адаптируются и к тренировочным нагрузкам, которые мы задаём, пытаясь повысить уровень своего фитнеса. Сitius, altius, fortius! (Быстрее, выше, сильнее!) - этот известный олимпийский девиз, по сути, отражает только скоростно-силовые качества. А как же быть с выносливостью? Сила и выносливость - близнецы-братья?

Не совсем так. Вернее, совсем не так! Чтобы быть сильным и выносливым, оказывается, недостаточно много и упорно тренироваться. Нужно тренироваться правильно и в соответствии с законами физиологии. Конечно же, у профессиональных спортсменов и тренеров есть свои секреты. Полагаю, вы тоже имеете право их знать.

Кому это нужно

Любому из нас. Даже тем, кто не любит спорт по тем или иным причинам. По достижении 30-летнего возраста мы начинаем терять мышечную массу, а вместе с ней - силу и мощность. Сила, развиваемая нашими мышцами, находит отражение в мощности. Чем быстрее мы проявляем силу, тем мощнее наше движение. Если игнорировать этот факт, то к 60 годам можно лишиться до 25-30% своих «мышечных» накоплений, а значит и мощности. А это довольно серьёзная проблема, которая тянет за собой целый ворох так называемых возрастных изменений и заболеваний. Возможно, природа полагает, что к 30 годам мы уже достаточно повзрослели, чтобы начать самим о себе заботиться? Кардионагрузок явно недостаточно, нужны ещё резистентные силовые. Называйте всё это двигательной активностью, физической нагрузкой или спортом - суть одна: сила так же необходима для жизни, как и выносливость!

Впрочем, те из нас, кто занимается спортом (физкультурой) осторожно и в соответствии с рекомендациями ВОЗ, обычно с конкуренцией силы и выносливости не сталкиваются. Но это может быть реальной проблемой для продвинутых любителей и профессионалов в тех видах спорта, где мощность и выносливость необходимы в «одном флаконе»! Хорошим примером этого могут быть игровые виды спорта. Не так уж важно, играете вы в НХЛ, КХЛ, ФНЛ или «Ночной лиге» - нередко возникает ситуация, когда в середине и особенно в конце сезона игроки «не бегут», а команда попадает в «яму». Что греха таить, зачастую мы «клеймим» игроков с помощью крылатого выражения «Глаза у них не горят»! Глаза тут ни при чём, а настоящий виновник - это конкуренция между мощностью и выносливостью, известная специалистам как закон интерференции.

Что же такое закон интерференции

Впервые в специальной литературе он был упомянут в начале 80-х, хотя спортсмены и тренеры сталкивались с этим явлением и прежде. Было замечено, что при попытке дизайна процесса, направленного на параллельное совершенствование силы и выносливости в одной тренировке, организм всегда предпочитал улучшать выносливость, принося силу в жертву. Причём чем выше уровень тренированности спортсмена, тем больше конфликт между выносливостью и силой. Новички, только приступившие к регулярным занятиям, улучшаются по всем показателям. В то же время опытные спортсмены начинают испытывать трудности, пытаясь одновременно совершенствовать силу и выносливость.

Пытаясь разобраться в этом феномене, исследователи смогли установить, что одной из главных причин является конкуренция ферментов, отвечающих за адаптацию организма к различным видам физической нагрузки. Так, во время тренировки на выносливость выделяется АМПК (аденозинмонофосфат-активируемая протеинкиназа) - фермент, активирующий окисление жиров и повышающий аэробные возможности производства энергии. Этот фермент одновременно является и сенсором, активируемым в ответ на стресс и низкий уровень внутриклеточной энергии. В то же время АМПК подавляет выделение другого фермента - mTORC1 (протеинкиназа мишень рапамицина млекопитающих), который активируется после силовых тренировок и отвечает за мышечную гипертрофию и силу.

Сложно ответить однозначно, почему сила и гипертрофия приносятся в жертву выносливости, но так уж сложилось в процессе эволюции. Возможно, что модный нынче термин «оптимизация энергосбережения» проясняет ситуацию. Важно, что это факт, который нельзя игнорировать при грамотном дизайне тренировочного процесса.

Что же делать?

Важно понимать, что если на последних минутах футбольного, хоккейного или баскетбольного матча вы хотите бить по мячу, «щёлкать» по шайбе или выпрыгивать с той же мощью, что и в начале, вам следует тренироваться по особым правилам. Понятно, что если пытаться тренировать силу одновременно с выносливостью, то «биохимически» перевес всегда будет на стороне выносливости. Необходимо диверсифицировать тренировочный процесс таким образом, чтобы оставить конкурентное поле битвы «биохимии» за выносливостью (раз уж так сложилось в ходе эволюции), но при этом ещё найти и способ совершенствовать силу. И способ этот специалистам хорошо известен: следует совершенствовать силу за счёт тренировки нервной системы. Помним, что мощность - это сила, приложенная в единицу времени. Чем быстрее, тем мощнее (удар, щелчок, прыжок). Огромное значение имеют индивидуальные, генетические особенности спортсмена, уровень его тренированности и адаптации к нагрузкам.

Вместе с тем на основании современных исследований и личного опыта могу рекомендовать некоторые общие принципы стратегии тренировочного процесса, одновременного совершенствования скоростно-силовых качеств и выносливости, которые помогут снизить проявление эффекта интерференции.

  1. Если комбинированная тренировка (силы и выносливости) проводится два раза в неделю, то перерыв между ними должен быть не менее 72 часов.
  2. Если интервальная нагрузка проводится с интенсивностью более 80-90% VO2 , то силовая должна проводиться с весами, близкими к субмаксимальным и количеством повторение менее трёх в подходе.
  3. Силовая тренировка должна предшествовать работе на выносливость.

Удачи! Будьте здоровы, счастливы, сильны и выносливы!

Вопрос 20.

Организм человека обладает сформировавшейся в процессе эволюции способностью приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям среды. Под влиянием внешних факторов могут изменяться физиологический статус, гомеостаз человека, их морфологические признаки и т.д. Однако адаптационные возможности организма не беспредельны, спортсмены не всегда и не в полной мере могут приспособиться к тем или иным условиям среды, физическим нагрузкам, в результате чего возникают заболевания.

В поддержании гомеостаза и его регуляции важнейшая роль принадлежит нервной системе, железам внутренней секреции, особенно гипоталамо-гипофизарной и лимбической системам мозга.

Физиологические механизмы, обусловливающие (при систематической мышечной тренировке) повышение неспецифической резистентности организма, сложны и многообразны. Воздействие экстремальных факторов (в частности, интенсивных физических нагрузок) приводит к существенным изменениям как физиологических, так и биохимических показателей, к развитию морфофункциональных изменений) в тканях ОДА и органах.

Экстремальные факторы, нарушающие гомеостаз (форсированные физические нагрузки, гипоксия, иммобилизация, лишение сна, трансконтинентальные перелеты), вызывают в организме комплекс специфических нарушений и неспецифических адаптивных реакций, изменение деятельности ЦНС, эндокринных желез, метаболических процессов и снижение иммунитета. Специфический компонент определяется характером действующего раздражителя, а неспецифический сопровождается развитием общего адаптационного синдрома Г. Селье, который возникает под воздействием любых чрезвычайных раздражителей и характеризует перестройку защитных систем организма.

Патологические явления, возникающие на основе перегрузок тканей ОДА, проявляются в виде гипоксии и гипоксемии, гипертонуса мышц, нарушения микроциркуляции и других отклонений

Перегрузки (хроническое утомление) ОДА могут иметь разное происхождение: постоянное увеличение тренировочных усилий, не соответствующее функциональным возможностям спортсмена, его возрасту и полу; резкое повышение интенсивности нагрузок; изменение техники спортивного навыка без достаточной адаптации организма; наличие в ОДА слабого звена (недостаточно тренированного, в котором происходит концентрация напряжений.

Пока еще трудно сказать, в каких звеньях организма изменения первоначальные, а в каких - вторичные. Однако имеющиеся данные уже позволяют полагать, что обратимые функциональные и морфологические изменения в ОДА, возникающие в результате перегрузок, имеют место у высококвалифицированных спортсменов, испытывающих большие по объему и интенсивности физические нагрузки.



Внешняя среда производит изменения не непосредственно в тех органах и тканях, на которые она влияет, а опосредованно, через ряд систем организмами, в первую очередь, через нервную. Организм реагирует на воздействие внешней среды как целое, деятельность одних органов и систем теснейшим образом связана с функцией других.

Адаптация к физическим нагрузкам во всех случаях представляет собой реакцию целого организма, однако специфические изменения в тех или иных функциональных системах могут быть выражены в различной степени.

Во время тренировок, когда происходит адаптация организма к физическим нагрузкам, имеют место морфофункциональные изменения в тканях ОДА. Эти изменения сохраняются в организме и после их окончания. Накапливаясь в течение длительного времени, они постепенно приводят к формированию более экономного типа реагирования микрососудов.

Специфика тренировки в том или ином виде спорта обусловливает дифференцированные преобразования тканей ОДА и микрососудов. Поэтому показатели состояния системы микроциркуляции могут служить важным диагностическим критерием приспособленности организма к тому или иному виду физической деятельности, а также характеризовать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и ОДА.

Большие физические нагрузки вызывают значительные сдвиги в морфологических структурах, в химии тканей и органов. У спортсменов патологические сдвиги в процессе выполнения физических упражнений происходят только при нагрузках, граничащих с предельными возможностями. Это может случиться или на начальном этапе тренировки с применением больших нагрузок без учета принципа постепенного увеличения их или же при резком несоответствии возможностей спортсмена тренировочным нагрузкам.

Kак показали многолетние исследования автора, занятия спортом приводят к нарушению гомеостатического равновесия в организме. Это справедливо особенно относительно современного спорта, характеризующегося большим объемом и чрезмерной интенсивностью нагрузок (2-4 разовые тренировки в день) в течение многих лет. При этом избыточные нагрузки и стресс играют роль этиологического и осложняющего факторов в возникновении повреждения тканей и заболеваний.

Экспериментальные и клинические исследования свидетельствуют, что гипоксия оказывает влияние на системы, ответственных за транспортировку кислорода и иммунитет. Гипоксия, нарушение микроциркуляции и метаболизма тканей являются одним из факторов, ответственных за срыв функционирования иммунной системы и возникновение повреждений и заболеваний ОДА у спортсменов.

Травма ОДА вызывает появление комплекса метаболических реакций. Kроме того, признаки нарушения метаболизма тканей ОДА, так же, как и других органов и систем, могут быть вторичными по отношению к изменению нервной и гормональной регуляции.

В месте повреждения происходит разрастание соединительной ткани, что приводит к нарушению микроциркуляции, а следовательно и транспортировки метаболитов и кислорода из русла микроциркуляции к мышечным волокнам. Kоличество функционирующих капилляров при этом уменьшается, доставка кислорода затрудняется, нарушается метаболизм тканей.

При посттравматических контрактурах внесуставные препятствия часто обусловлены некрозами, возникающими как непосредственно вследствие повреждения, так и из-за нарушений микроциркуляции с последующим замещением мышечной ткани рубцом.

Экспериментально выявлено, что возобновление движений в ранее иммобилизованном суставе обусловливает разрывы коллагеновых волокон, повреждения сосудов, очаги свежих кровоизлияний. Чем резче возобновляются движения, тем более тяжелые изменения возникают в капсуле сустава, особенно в периартикулярных тканях.

Среди многих факторов, обусловливающих возникновение деформирующего артроза, немаловажное значение имеет функциональное перенапряжение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Основной причиной перенапряжения сустава является большая нагрузка на него в результате многократного повторения однотипных движений, превышающих физиологические возможности.

Выявлено, что при интенсивных физических нагрузках в мышцах снижается содержание АТФ, KрФ, гликогена и увеличивается количество лактата и мочевины в крови. Во время подготовки к соревнованиям в крови спортсмена повышается уровень кортикостероидов, что подавляет иммунитет.

При интенсивных физических нагрузках у спортсменов может быть срыв адаптационно-приспособительных механизмов, что проявляется в увеличении случаев инфекционных заболеваний, росте травматизма и заболеваемости опорно-двигательного аппарата.

В процессе тренировок и особенно после соревнований отмечается снижение иммуноглобулинов класса IgG, IgA, IgM. Мышечная деятельность и гипоксия сопровождаются ускорением свертывания крови и усилением ее фибринолитической активности, значительными гематологическими изменениями. Наиболее часто у спортсменов, тренирующихся на выносливость, встречается скрытый дефицит железа, низкий уровень гемоглобина, гематокрита, что может снизить физическую работоспособность и отразиться на результатах выступления.

Существует мнение, что возникновение патологических (в том числе и дистрофических) изменений в мышцах при длительной и интенсивной нагрузке связано с хроническими микротравмами (частичный или полный разрыв) мышечных волокон (Миронова З.С. и соавт., 1982). Возможно, что именно мышечные волокна с дистрофическими характеристиками (вследствие переутомления) оказываются менее устойчивыми к механическому воздействию, то есть травмированию. Последнее может привести к развитию воспалительного процесса, что характерно для некоторых нозологических форм патологии опорно-двигательного аппарата.

Следует, однако, отметить, что в возникновении заболеваний при мышечной перегрузке (переутомлении) определенную роль играют индивидуальные морфологические особенности тех органов и систем, на которые приходится основная нагрузка. Эти особенности могут проявляться, например, в неодинаковых пропорциях медленных и быстрых волокон в одной и той же мышце у разных людей.

Перенапряжение (как процесс) является причиной патологических изменений, которые не следует смешивать с физиологическим изнашиванием тканей, вызванным самой жизнью.

В опытах на животных установлено, что под влиянием физических нагрузок (перегрузок) в мышцах происходят изменения сосудов и мышечных фибрилл. Чрезмерные нагрузки оказывают на ткани деструктивное действие, на фоне развивающихся избыточных напряжений создаются условия, в которых блокируются взаимосвязь основных систем обеспечения тканей: гомеостаза, системы трофических связей и систем регуляции роста и цитодифференцирования. Результатом является разбалансирование морфофункциональных отношений, которое, приняв необратимый характер, может привести к патологии.

Нагрузка до изнеможения на велоэргометре приводит к значительным сдвигам в ультраструктуре различных компонентов мышечного волокна.

Существуют доказательства, что разрыву мышц и сухожилий предшествует артериит, который вызывает местную ишемию или спазм кровеносных сосудов.

Имеются данные и о том, что раннее развитие дистрофических изменений в некоторых мышцах (надостной, подостной и др.) связано с наличием в этой области «бессосудистой зоны».

В мышцах, подвергшихся длительным и предельным нагрузкам, выявляется значительное (в 2-3 раза) замедление местного тканевого кровотока и развитие кислородной недостаточности.

Существенной предпосылкой к развитию микротравматического процесса являются усталость, гипертонус мышц и местные гистохимические изменения (накопление в тканях метаболитов), создающие дисметаболическое состояние, повышающее чувствительность тканей к микротравме.

При повреждениях мышц наблюдается несинхронность развития очагов и их морфологическая неоднородность. Выраженная стадийная и типовая гетерогенность повреждений является следствием функциональной и морфологической гетерогенности мышц.

Доказано, что под действием раздражителей из мышц могут выходить белки, аминокислоты, креатин и другие вещества, и процесс этот сопровождается развитием контрактуры.

Экспериментальное растягивание мышечно-сухожильных элементов свидетельствует, что отрыв происходит в месте прикрепления сухожилия. Поскольку скорость метаболизма сухожилий низка и соответственно, снижен кровоток, капиллярное ложе со временем уменьшается. Оно уменьшается также после шести недель перерыва в физической активности.

Ухудшение кровоснабжения и перенапряжение сухожилия могут привести к заболеванию. При этом приток крови к сухожилию нарушается вследствие сдавления сосудов, а венозный отток снижается или совсем прекращается из-за натяжения мышц.

В некоторых ситуациях тяга более 1000 кг не вызывает разрыва ахиллова сухожилия. Сухожилие обычно разрывается в точке наихудшего кровоснабжения, и наиболее часто это бывает у лиц старше 30 лет, особенно у плохо тренированных, и у тех, кто внезапно возобновил интенсивные тренировки или участие в соревнованиях.

Постоянное механическое раздражения кожи и подлежащих тканей в зоне залегания синовиальной сумки рано или поздно приводит к ее асептическому воспалению, к образованию серозного или серозно-геморрагического бурсита.

Функциональное перенапряжение в отдельных мышечных группах и сопутствующее ему утомление, протекающее с накоплением недоокисленных продуктов обмена веществ в работающих мышцах, приводят к изменению коллоидного состава тканей, нарушениям кровообращения, что клинически выражается болевыми ощущениями и повышенной чувствительностью соответствующих мышц. В этой фазе коллоидных реакций еще нет отчетливых органических изменений в мышцах, и возвращение к норме легко осуществимо с помощью массажа с оксигенотерапией, холодового электрофореза, гидрокинезотерапии с криомассажем и др.

Систематические большие физические нагрузки ведут к гипертрофии костной ткани. При чрезмерной физической нагрузке на кость, в результате несоответствия между прочностью костной ткани и прилагаемой к ней силы, может развиться патологическая перестройка кости, описываемая в литературе терминами «перелом от перегрузки», «перелом от утомления», «маршевый перелом» и т.д. Нарушение микроциркуляции паравертебральных тканей (мышц) ведет к гипоксии и возникновению остеохондроза позвоночника.

При напряженной мышечной работе происходит резкое усиление деструктивных процессов в работающих органах, что сопровождается появлением аутоантигенов, индуцирующих сенсибилизацию иммунокомпетентных тканей, лимфоцитоза.

Наблюдения показывают, что после интенсивных физических тренировок в моче спортсменов нередко определяются белок и эритроциты (гематурия). Иногда развивается острая почечная недостаточность.

Физические нагрузки, не соответствующие функциональным возможностям, приводят к перегрузкам локомоторного аппарата, изменению метаболизма и гомеостаза, что в конечном итоге вызывает патологические изменения в тканях опорно-двигательного аппарата. Kроме того, гипоксия и нарушение микроциркуляции замедляют процессы репаративной регенерации тканей и восстановления спортивной работоспособности.

У бегунов на средние дистанции нередко возникают боли в правом подреберье. Kлиника печеночного болевого синдрома характеризуется ноющей болью, ощущением распирания в правом подреберье. Частота этого синдрома колеблется в от 1,3% до 9,7% случаев и зависит от квалификации спортсмена, его возраста и пола. В большей степени печеночный болевой синдром встречается у слабо подготовленных спортсменов, у людей с хроническим холециститом, холангитом, дискинезией желчных путей. Возникновение болей в правом подреберье связывают с гипоксией, нарушением гемодинамики, увеличением количества гистамина и ацетилхолина в крови и другими факторами.

С помощью реогепатографии и радиоизотопной лимфографии, выявлены гемодинамические расстройства в форме холангита и дискинезии желчных путей. Спортсменам с этими отклонениями интенсивные тренировочные нагрузки противопоказаны, так как они являются провоцирующим фактором возникновения печеночного болевого синдрома.

Избыток катехоламинов (адреналина и норадреналина) способствует развитию гипоксии и даже аноксии миокарда и вызывает значительные изменения в процессе обмена веществ.

Отмечено, что при гипоксии нарушается мобилизация гликогена, что обусловлено падением запасов катехоламинов в миокарде и снижением адренореактивности сердца.

Гипоксемия и гипоксия являются наиболее частой причиной возникновения дистрофии миокарда у спортсменов. Недостаток кислорода нарушает процессы окислительного фосфорилирования, что приводит к переключению обмена сердечной мышцы на анаэробный гликолиз. В результате пируват, образовавшийся при расщеплении гликогена, превращается не в ацетил-KоА, а в лактат.

В условиях анаэробного гликолиза количество АТФ резко снижается. Дефицит энергии увеличивается в связи с нарушением утилизации АТФ из-за нарастающего ацидоза. Недостаток ацетил-KоА, необходимого для энергообразования, частично компенсируется усиленным притоком в сердечную мышцу жирных кислот, при окислении которых этот кофактор образуется. Однако вследствие дефицита АТФ развивается повреждение митохондрий, b-окисление жирных кислот нарушается, и липиды накапливаются в кардиомиоцитах.

Чрезмерные физические нагрузки способствуют развитию атеросклероза из-за нарушения метаболизма в сердечной мышце. Известно, что спортсмены тренируются в режиме хронического утомления, гипоксемии и гипоксии тканей, нарушения метаболизма (накопление в крови лактата, мочевины, гистамина, ацетилхолина и др.).

В патогенезе поражения сердца у спортсменов лежат такие факторы как гипоксемия, нарушение метаболизма, раннее образование атеросклероза, спазм коронарных сосудов и другие факторы. Дистрофия миокарда является наиболее частым заболеванием сердца у спортсменов. Острая сердечная недостаточность (инфаркт миокарда), травмы, прием перед стартом стимуляторов, высокая влажность, температура воздуха в период проведения соревнований - все эти факторы при определенных условиях могут привести к смертельному исходу.

Таким образом, хронические перегрузки, перенапряжения при занятии спортом повышают угрозу травмирования и возникновения посттравматических заболеваний. Поэтому очень важно раннее применение профилактических и лечебных средств, которые помогут нормализовать крово- и лимфообращение, окислительно-обменные процессы и т.д. Даже самые «легкие травмы» порой приводят к осложнениям и заболеваниям, что, естественно, влияет на работоспособность и спортивные результаты.

Профилактика и лечение повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата сегодня представляет собой важную медико-социальную задачу, поскольку повреждения и заболевания обусловливают в спорте высокий процент нетрудоспособных лиц.

В условиях экстремальных физических нагрузок на спортсмена значение профилактики повреждений и перегрузок резко возрастает. Именно поэтому профилактические и реабилитационные мероприятия входят в комплекс подготовки спортсменов. В различных разделах этой книги представлены современные средства восстановления спортивной работоспособности и снятия утомления у спортсменов.

Перенапряжение опорно-двигательного аппарата.

Мышц;
- сухожилий;
- суставного хряща;
- костной ткани.
Проявлениями хронического физического перенапряжения мышц являют-ся:
- острый мышечный спазм;
- миалгия (миозит);
- миогелоз;
- миофиброз;
- нейромиозит.
Острый мышечный спазм - патологическое состояние, характеризующееся возникновением острой судорожной боли при попытке возобновить движение (необходимо дифференцировать от надрыва мышцы).
При прощупывании - болезненное употнение участка мышцы или болезненный тяж по ходу мышцы.
Причины - неполноценная разминка, переохлаждение, остывание после раз-чинки, простудные заболевания.
Тактика тренера: прекратить тренировку, захватить спазмированную мышцу двумя руками, растянуть ее и после снятия спазма легко отмассировать. Вечером - сухое тепло.
Миалгия (миозит) - патологическое состояние, основным проявлением которого бывает боль в мышце ломящего или стреляющего характера, сначала только при движении, а затем и в состоянии покоя.
Кроме боли, наблюдаются снижение четкости движений и их вынужденное ограничение, связанное с усилением боли.
При прощупывании мышца болезненна, в ней определяются отдельные утолщенные пучки мышечных волокон.
В основе миалгии могут быть дистрофические (тогда речь идет об истинной миалгии) или воспалительные (миозит) изменения в мышце.
При миалгии процесс обратим.

Выносливость - способность к длительному выполнению работы заданной интенсивности, а также способность противостоять утомлению.

Утомление – временное снижение работоспособности, вызванное нагрузкой. В основе утомления лежат изменения в соответствующих нервных центрах, которые понижают их возбудимость. Различают две его фазы: компенсированную, обусловленную сохранением работоспособности за счет волевых усилий, и декоменсированную, в которой работоспособность снижается несмотря ни на что. Утомление может быть умственным, сенсорным, эмоциональным и физическим.

В зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе, физическое утомление классифицируется на:

· локальное (местное) – в работе задействовано 1/3 мышц;

· региональное (ограниченное) – в работе задействовано 1/3 – 2/3 мышц;

· глобальное - в работе задействовано свыше 2/3 мышц.

Различают общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимается способность эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвуют значительная часть мышечного аппарата. Под специальной это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях специфических требований соревновательной деятельности.

1. Выносливость «стайерского типа» (бег на длинные дистанции).

2. Выносливость «марафонского типа» (лыжные гонки 50 км и более, ходьба, марафон).

Эти типы зависят в большей степени от экономизации и тактики преодоления дистанции.

3. «Миттельштрекерская» выносливость – длительная работа, в которой анаэробные процессы энергообеспечения преобладают над аэробными.

4. Выносливость «спринтерского типа» способность наращивать до максимума и поддерживать на этом уровне мощность работы в условиях возможно кратковременного преодоления соревновательной дистанции.

5. Выносливость силового характера (тяжелая атлетика, борьба), способность сохранять и наращивать усилие по ходу психологического напряжения соревнований, длящихся несколько часов подряд.

6. Выносливость, проявляемая в спортивных играх и единоборствах – значительные требования к системам анаэробного обеспечения.

7. Многоборная выносливость (спортсмены многоборцы).

Для развития общей выносливости целесообразно применять следующие методы.

«Равномерный» метод. Прохождение дистанции с постоянной скоростью в равномерном темпе. Для начинающих продолжительность 20 - 30 мин (ЧСС до 140 уд/мин), для подготовленных 60 - 120 мин (ЧСС 150 -160 уд/мин).

«Переменный» метод. Первый вариант - чередование ходьбы и бега (кросс-поход, марш-бросок): 10 мин ходьбы, 20 мин бега. 3 - 4 серии для начинающих, 5 - 6 серий для подготовленных бегунов. Второй вариант - кросс по пересеченной местности 3 - 5 км (ЧСС 140 - 160 уд/мин).

«Повторный» метод». Используя этот метод для развития общей выносливости следует руководствоваться следующими методическими положениями.

1. Интенсивность работы (скорость на отрезках плавания, бега на лыжах, легкоатлетического бега, темп выполнения силовых упражнений) должна быть приблизительно такой, чтобы частота пульса к концу отрезка (упражнения) была в пределах 160-180 уд/мин, т.е. чтобы обеспечивался наиболее эффективный с точки зрения развития общей выносливости режим работы сердца. Практически такой интенсивности соответствует в начале учебного года работа в ½ силы, а в середине и конце – работа в ¾ силы.

2. Продолжительность работы (длина тренировочных отрезков, продолжительность упражнений). Пределы ее в основном 45-90 сек.

3. Интервалы отдыха обычно определяются так, чтобы к концу паузы частота пульса снизилась до 100-120 уд/мин. В зависимости от уровня подготовленности занимающегося продолжительность пауз отдыха может составлять от 30 сек. до 3 мин.

4. Характер отдыха между отрезками может быть пассивным и активным. Для развития общей выносливости первый вариант предпочтительнее. При выполнении силовых упражнений паузу отдыха рекомендуется заполнять несложными упражнениями на расслабление.

5. Количество повторений должно быть таким, чтобы вся серия проходила при сравнительно устойчивом пульсовом режиме.

Специальная выносливость совершенствуется при помощи физических упражнений соответствующих специфике соревновательной деятельности, которые выполняются с соревновательной и близкой к ней интенсивностью. Специальная выносливость развивается путем избирательного – «Интервального» – развития психомоторных функций, «Транзитивного» метода и метода «Целостно приближенного моделирования соревновательного упражнения».

«Интервальный» метод характеризуется интенсивностью работы в околопредельной зоне мощности – 85-95% от максимальной (ЧСС 170 - 190 уд/мин). Продолжительность до 2 мин.; важно не допустить снижения интенсивности, но и предоставить время для начала развертывания аэробных процессов по ходу работы. Отдых в пределах 1-2 минут (ЧСС до 120-130 уд/мин). Число повторений определяется возможностью сохранять по ходу упражнения заданные параметры работы.

«Транзитивные» методы с поэтапно изменяющимися или пограничным диапазоном воздействия обеспечивают перенос выносливости на соревновательные упражнения путем многократного выполнения поэтапно укрупняющихся их частей.

Сущность метода «Целостно-приближенного моделирования» заключается в полном моделировании в процессе тренировки соревновательных упражнений. Для его реализации используются следующие методические приёмы:

· минимизация пауз (преодоление соревновательной дистанции с заданной скоростью); паузы отдыха минимальны;

· моделирование полного состава соревновательных действий с минимальными «замещениями»;

· пофазная интенсификация упражнений «на фоне» целостного выполнения модельно-целевой работы;

· вероятностное моделирование с расчетом на создание «резерва выносливости» (приспособление к различным вариантам соревновательной нагрузки).

§4.2. Кроссовая подготовка

В технике бега на средние дистанции различают старт, бег по дистанции, финиширование.

Бег начинается из положения высокого старта. По команде: «На старт!» бегун занимает исходное стартовое положение, поставив толчковую (сильнейшую) ногу вперёд к линии, не наступая на неё. Другую ногу опускает на носок сзади себя. Обе ноги слегка согнуты в коленных суставах, тяжесть тела в большей степени переносится на впереди стоящую ногу, туловище наклонено незначительно вперед.

В кроссовом беге длина шага равняется 150-210 см, частота 3-4,5 шаг/сек. Основной и ведущей в беге является «работа» ног, анализ которой принято начинать рассматривать с момента постановки стопы на грунт. Наиболее рациональной является постановка ноги с передней части наружного свода стопы с последующим перекатом на всю стопу. Тогда уменьшается тормозное действие переднего толчка, сокращается его длительность, лучше сохраняется поступательное движение бегуна вперед. Рассматриваемая нами постановка возможно лишь при наличии небольшого наклона туловища вперед и при высокой работе рук.

До момента вертикали, мышцы бегуна, растягиваясь и напрягаясь, подготавливаются к сокращению в фазе отталкивания. Внешним признаком хорошего отталкивания от грунта является полное и законченное выпрямление толчковой ноги во всех суставах в сочетании с активным выносом вперед – вверх бедра маховой ноги, что существенно усиливает мощность толчка. Толчок «задней» ногой выполняется очень эффективно (Рисунок 6, моменты 1-3, 8, 13, 18), угол отталкивания равен примерно 50º. В момент окончания «заднего» толчка голова должна держаться прямо, взгляд направлен вперёд.

Рисунок 6 Техника кроссового бега

При движении назад локоть руки идёт назад – наружу, угол сгибания уменьшается, а при движении вперед кисть идёт несколько внутрь, к средней линии туловища. Высокая работа рук позволяется увеличить частоту движений и, как следствие этого, повысить скорость бега (моменты 1- 9,18).

Ритм дыхания согласовывается с частотой беговых шагов и индивидуален для каждого бегуна. Исследования показали, что более выгодным является частое дыхание, в лучшей мере обеспечивающее организм кислородом. Целесообразнее всего применять смешанный тип дыхания с преобладанием диафрагмального (брюшного) дыхания. Это способствует улучшению кровообращения.

Нахождение оптимальной длины и частоты шагов – необходимое условие технического совершенства бегуна. Для каждого человека, в зависимости от его роста, имеется определённый оптимум. Один и тот же бегун в зависимости от прилагаемых усилий и конечного результата может иметь различную длину и частоту шагов. При одинаковом результате одни бегуны поддерживали скорость бега за счёт длины шага, другие – за счёт частоты движений.

Дыхание при беге должно быть естественным и ритмичным, обеспечивающим в полной мере функционирование организма во время физической нагрузки. Условия бега дают неограниченные возможности бегуну добиваться в процессе предварительных (длительных по – времени и по – объему) тренировок именно такого дыхания с учётом индивидуальных особенностей. Дыхание надо одновременно через нос и рот или только через рот. Частота дыхания в начале бега сравнительно невелика. Обычно на каждый дыхательный цикл делается 4-5 шагов. С наступлением утомления, запрос организма в отношении потребления кислорода – увеличивается. Обычно, где – то после 500 – 700 м. дистанции, «открывается второе дыхание».

Физиологические основы второго дыхания полностью неясны. Второе дыхание может содержать как физиологическое, так и психическое приспособление к стрессу внезапного напряжения. Очевидно, оно приходит легче и быстрее, когда организм к нагрузке готов. Поскольку хорошо тренированный человек редко испытывает второе дыхание, то, видимо, характер приспособлений, связанных с этим явлением, кроется в удачно построенной подготовке перед началом интенсивного бега, а также впрямую зависит от количества и качества индивидуальной подготовки, то есть от количества километров, которые были преодолены в тренировочном цикле.

Ритм дыхания согласуется с ритмом бега; во время бега на длинные дистанции, следует удерживать ритм дыхания на одном уровне, а в то время, когда бегун сознательно увеличивает скорость движения (финиширует), соответственно и изменяется – в такт с бегом - ритм дыхания. Все эти тонкости отрабатываются на предварительных длительных (по – времени и по – продолжительности) тренировках.

1. Вдох – короткий и глубокий – под 1 шаг; выдох – «растягивать» на 3 - 4 шага бега.

2. Вдох – на 1 - 2 шага, выдох – на 2 – 4 шага.

3. Вдох – на 2 шага, выдох – на 2 шага.

Женщинам кросс на дистанцию в 1000 м. необходимо начинать в темпе выше среднего и пытаться все время его увеличить! Особенно прибавлять (а не снижать) темп бега становится трудно после 600 – 700 м. Выход один – перетерпеть, преодолеть этот барьер. Однако в этот момент включаются механизмы «врабатывания» организма в режиме физической нагрузки и открывается «второе» дыхание. Особенно напористыми и скоростными должны быть последние 150 – 200 метров до финиша.

Мужчинам на дистанцию в 3000-5000 м. рекомендуется стартовать в темпе выше среднего, но правильно выбрать свой рабочий темп, не «накушаться» (колющая боль в области правого бока, одышка, головокружение, состояние апатии и т.д.) и, в итоге – вообще сойти с дистанции (а это – оценка «не удовлетворительно»).

На первых 400 – 800 метрах организм будет «врабатываться». В этом момент важно поддерживать равномерный темп в сочетании с правильным дыханием, «рабочую» расслабленность «лишних» мышц, работать длинными шагами, т.е. отталкиваться от поверхности стадиона за счет активного разгиба стопы, выноса бедра вперед и вверх, выхлестывать голень передней ноги максимально вперед, «встречать» ногой опору, и, просто, терпеть.

После 1500 м. как правило, достаточно часто на фоне желания бегущего увеличить скорость движения, из-за усталости происходит неосознанное укорачивание длины шага (вместо необходимых 170 – 210 см., получается 50 - 70 см.). Причина – в недостаточной физической подготовке и отсутствии опыта беговой тренировки.

За 400-500 метров до финишной черты необходимо начать финишировать, т.е. увеличить скорость бега до максимальной, а особенно быстро «набежать» последние 80 – 100 м.

Пробегать финишную линию следует без снижения скорости бега. Практика показывает, что прыжки на финише, поднимание рук вверх или разведение их в стороны приводят к снижению спортивного результата. После преодоления финишной черты, надо продолжить бег 10-15 метров, как бы по инерции, чтобы не мешать финишировать другим для восстановления собственного организма после большой физической нагрузки.

Специфика кросса от других видов бега заключается в умении двигаться в различных естественных условиях грунту, асфальту, воде; преодолевать с ходу естественные и искусственные препятствия; преодолевать участки разной крутизны.

На мягком грунте целесообразно бежать частыми и не широкими шагами (Рисунок 7, а), так как мягкая опора не позволяет производить полный толчок ногой и приводит к лишней трате энергии. На вспаханном поле при беге поперек борозд нога ставится на гребень борозды (Рисунок 7, б), а при беге вдоль борозд – между ними. Заболоченные участки, канавы с водой удобнее преодолевать шагом или бегом, высоко поднимая бедро, чтобы стопа проносилась над водой (Рисунок 7, в).

Рисунок 7 Кроссовый бег по мягкому грунту

а) б) в)

При беге по булыжной мостовой или асфальтированному шоссе ноги необходимо ставить на всю подошву стопы, шаг укоротить и внимательно следить за состоянием дороги (выбоины, ямы).

По скользкому грунту необходимо бежать очень осторожно и очень короткими шагами, а на неровной местности – необходимо существенно сбавить скорость движения.

Естественные и искусственные препятствия необходимо преодолевать экономно с наименьшей затратой сил. Вертикальные препятствия высотой до 1 м. целесообразно преодолевать "наступая" (Рисунок 8, а). Невысокие кустарники, траншеи, канавы и т. п. шириной до 2 м., поваленные деревья или изгороди высотой до 0,5 м. преодолеваются прыжком с приземлением на одну ногу (Рисунок 8, б). Для выполнения прыжка необходимо увеличить скорость перед препятствием, оттолкнуться сильнейшей ногой, одновременно энергично вынести другую ногу и руки вперед-вверх, перепрыгнуть через препятствие и, приземлившись на маховую ногу продолжить бег.

Рисунок 8 Способы преодоления препятствий с ходу

а) б) в)

Широкие (2-4 м) и высокие (0,5-1 м) препятствия преодолеваются прыжком с приземлением на обе ноги (Рисунок 8, в). Выполнять этот прыжок следует так же, как и описанный выше, но приземление осуществляется на обе слегка согнутые в коленях ноги.

В подъем (Рисунок 9, а) рекомендуется бежать укороченными шагами с носка, не выпрямляя ногу полностью. Энергично двигая руками, наклонить туловище вперед; причем, чем круче склон, тем больше нужно наклоняться вперед. На очень крутых склонах, видимо, разумнее перейти на шаг.

При спусках же со склонов (Рисунок 9, б) необходимо максимально расслабить мышцы тела и. используя инерцию, бежать, отклонившись немного назад, широкими шагами, ставя стопу с пятки.

Рисунок 9 Способы преодоления подъемов и спусков

а) б)

Успешное выполнение контрольных упражнений в кроссе зависит, прежде всего, от развития такого физического качества как выносливость. Результативность в беге на 1 км в равной мере зависит как от аэробных, так и от анаэробных способностей. Бег же на средние дистанции (3-5 км) является тестом для определения общей (аэробной) выносливости. Результат на таких дистанциях существенно зависит от так называемого «запаса скорости», т.е. способности относительно быстро пробежать более короткое (примерно на ¼) расстояние. Если это удается, то тогда после специальной подготовки будет гораздо легче пробежать и более длинную дистанцию, но с несколько меньшей скоростью.

Поэтому тренировка на эти дистанции обязательно должна состоять из двух этапов: 1) базового, в котором решаются задачи развития общей выносливости и 2) специально-подготовительного, в котором решаются задачи специальной подготовки к контрольным занятиям и проверкам и спортивным соревнованиям.

Очевидно, что в период служебной деятельности, обучения в высшем образовательном учреждении МВД России задача первого этапа решается еще до поступления в него. Однако после значительного пропуска числа занятий по болезни, после длительной иммобилизации, например, после лечения переломов и растяжений и т.п. причин, необходимость в решении задача первого этапа все же может иметь место.

Методически тренировка на первом этапе может быть выстроена следующим образом. В условиях режима дня целенаправленную тренировку общей выносливости удобнее всего выполнять в утренние часы на физической зарядке. Она будет выступать фоном, на который накладываются все остальные объёмы других упражнений.

Для начала необходимо пробежать дистанцию (1-2 км для женщин и 3-5 км для мужчин), при этом ЧСС не должна превышать 140-155 уд/мин. Если ЧСС возросла свыше 160 уд/мин, а мышцы быстро налились «тяжестью», то передвигаясь по дистанции, необходимо чередовать бег с ходьбой (100-150 м). Такую тренировку имеет смысл продолжать таким образом 2-3 раза в неделю до тех пор (примерно 2-4 недели) пока не окажется возможным преодолеть всю дистанцию бегом без остановки.

Таблица 15. Программа беговой тренировки оздоровительной направленности

Примечание: Х – ходьба; ХБ – ходьба и бег; при определении темпа в числителе приведены значения для мужчин, а в знаменателе для женщин.

Планируя тренировочную нагрузку в беге на первом этапе, можно ориентироваться на программу оздоровительного бега (Таблица 15). Женщины для подготовки к выполнению контрольного упражнения в кроссе на 1 км вполне могут выполнять только половину объема тренировки, указанного в этой программе. Показатели темпа приведены для занимающихся бегом до 30 лет. Однако значения темпа, приведенные в таблице могут быть легко пересчитаны занимающимися более старших возрастных групп в зависимости от темпа преодоления дистанции, необходимого для выполнения норматива в кроссе.

Затем необходимо довести скорость передвижения до «соревновательной» и увеличить протяженность пробегаемой дистанции на 25-30 %. Т.е. если подготовка идет к выполнению норматива в беге на 1 км, то тренировочный объем бега должен составить соответственно 1,5 и 2,5 км.; если 3 км., то – 4 км., и до 6,5 км. если подготовка идет к выполнению контрольного упражнения в кроссе на 5 км. При этом сначала нужно решить задачу преодоления более длинной дистанции, а затем уже увеличивать скорость бега.

На этом этапе подготовки каждые 2-3 недели можно увеличивать частоту занятий – сначала до 3, затем и до 4-5 занятий в неделю.

В организации занятий бегом целесообразно придерживаться следующей структуры. Первая фаза занятия – подготовительная – короткая и легкая разминка не более 10-15 мин. Включает упражнения на растягивание (для мышц нижних конечностей и суставов) для профилактики травм опорно-двигательного аппарата. Использование в разминке силовых упражнений (отжиманий, приседаний) нежелательно.

Вторая фаза (основная) – аэробная. Состоит из бега оптимальной продолжительности и интенсивности, что обеспечивает необходимый тренировочный эффект: повышение аэробных возможностей, уровня выносливости и работоспособности.

Третья фаза (заключительная), то есть выполнение основного упражнения с пониженной интенсивностью, что обеспечивает более плавный переход от состояния высокой двигательной активности (гипердинамики) к состоянию покоя. Это значит, что в конце бега необходимо уменьшить скорость, а после финиша еще немного пробежать трусцой или просто походить несколько минут. Резкая остановка после быстрого бега может привести к опасному нарушению сердечного ритма вследствие интенсивного выброса в кровь адреналина. Возможен также гравитационный шок в результате выключения «мышечного насоса», облегчающего приток крови к сердцу.

Четвертая фаза (силовая) – продолжительность 15-20 мин. Включает несколько основных обще развивающих упражнений силового характера (для укрепления мышц плечевого пояса, спины и брюшного пресса), направленных на повышение силовой выносливости. После бега необходимо также выполнять упражнения на растягивание в замедленном темпе, фиксируя крайние положения на несколько секунд (для восстановления функций нагруженных мышечных групп и позвоночника).

§4.3. Лыжная подготовка

Подход в подготовке к выполнению контрольного упражнения в ходьбе на лыжах несколько отличается от подготовки в беге. Это связано с тем, что, во-первых, дистанция, которую нужно преодолеть на лыжах длиннее чем, кроссовая. У женщин в пять раз. А во-вторых, ходьба на лыжах существенно отличается от естественного способа передвижения в ходьбе и беге.

«Готовить сани», т.е. начинать лыжную подготовку нужно начинать еще осенью, а еще лучше – летом. В условиях обучения в образовательном учреждении задачи повышения общей работоспособности решаются в своей основе на учебных занятиях по дисциплине «Физическая подготовка». В условиях оперативно-служебной деятельности такая подготовка, фактически, может быть выполнена только самостоятельно. Уже в этот период средствами кроссовой подготовки необходимо довести способность преодолевать дистанцию женщинам до 4-4,5 км, а мужчинам до 7-7,5 км.

С осени необходимо начать чередовать кроссы с упражнениями, имитирующими движения при передвижении на лыжах прыжковым бегом с лыжными палками на равнине и в подъемы. Имитационную тренировку предпочтительно проводить по следующей схеме: 1 км бега – 200 м имитационных упражнений на равнине – 1 км бега – 100-150 м имитационных упражнений в горку (подъем) – 1 км бега – сгибание-разгибание рук в упоре лежа.

Таблица 16. Описание фаз скользящего шага

Фазы скользящего шага Действия лыжника
1 фаза: свободное скольжение Окончив толчок ногой, лыжник скользит на другой лыже. Обе палки и нога, окончившая толчок, находится в воздухе. В этой фазе лыжник скользит по инерции.
2 фаза: скольжение с выпрямлением опорной ноги Началом фазы является постановка палки на снег. Рука чуть согнута в локтевом суставе, локоть слегка отведен в сторону. Происходит постепенное выпрямление опорной ноги, усиливается нажим на палку.
3 фаза: сколь-жение с подсе-данием Опорная нога почти выпрямлена; носок маховой ноги около пятки опорной ноги; туловище слегка наклоняется вперед. Маховая рука вы прямлена, толчковая немного согнута, а кисти рук почти на одном уровне.
4 фаза: выпад с подседанием Начинается с момента остановки лыжи. Происходит активное отталкивание за счет энергичного разгибания в тазобедренном суставе. Одновременно происходит подседание за счет сгибания в коленном и голеностопном суставах: голень наклоняется вперед, а поднимание стопы над лыжей задерживается
5 фаза: отталкивание с выпрямлением ноги Происходит отталкивание за счет выпрямления ноги в коленном суставе, причем стопа оказывает давление на лыжу точно вниз, прижимая ее к снегу. Быстрое выпрямление ноги в коленном суставе передает толчок по линии бедро - таз - туловище. Толчок палкой закончен, рука и палка составляют прямую линию.

С выпадением снега начинается этап так называемого «вкатывания на лыжах» – базовый этап лыжной подготовки. Он продолжается 2-3 недели. Для совершенствования техники скользящего шага используют ходьбу на лыжах без палок, а затем и с палками на ровной местности (Таблица 16), одновременным бесшажным (одношажным) ходами под уклон (Таблица 17, Таблица 18).

Таблица 17. Описание фаз одновременного бесшажного хода

1. После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись на двух лыжах, голова чуть приподнята.
2. Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.
3. Лыжник почти полностью выпрямляется, начинается подготовка к отталкиванию - масса тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются, палки выведены вперед перед постановкой на снег.
4. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками.
5. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается.
6. Толчок заканчивается полным разгибанием рук.
7. После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись, на двух лыжах.

Совершенствуя технику, следует чередовать в рамках одного занятия совершенствование двух лыжных ходов и их сочетаний, а затем, и различных комбинаций лыжных ходов. Целесообразно применять длительное передвижение каким-либо лыжным ходом, а замет перейти на сочетание лыжных ходов. Контраст заданий позволит лучше почувствовать необходимость использования переходов с одного способа на другой. Хороший тренировочный эффект дает передвижение на лыжах по глубокому снегу, а затем по «хорошей» лыжне.

Таблица 18. Описание фаз одновременного одношажного хода

1. После окончания предыдущего действия выпрямиться и вынести палки вперед.
2. С постановкой палок на снег перенести вес тела на левую ногу, и выполнить толчок левой ногой.
3. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в одновременном бесшажном ходе.
4. Выполнить скольжение на правой лыже, продолжая толчок руками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками.
5. Окончание толчка руками и скольжение на двух лыжах.

При планировании тренировочных нагрузок необходимо иметь в виду, что они могут носить соревновательный, развивающий, поддерживающий и восстанавливающий характер.

Характер нагрузки обуславливается отношением к соревновательной скорости передвижения, которая берется за 100%. Соревновательная скорость – это скорость с которой лыжник преодолевает соревновательную дистанцию, стремясь пройти от старта до финиша за меньшее время. При подготовке к выполнению норматива в контрольном упражнении в беге на лыжах сотрудников ОВД за 100% может быть взята скорость, с которой надо преодолеть дистанцию, чтобы выполнить норматив в контрольном упражнении.

Соревновательные нагрузки – предельная 95-100%-я скорость движения – подводят функции организма к предельным. Этот режим занимает ведущее место в соревновательном периоде. ЧСС при этом режиме находится в пределах 180±10 уд/мин.

Развивающие нагрузки – при движении со скоростью 85-95% от максимальной – вызывают большие функциональные сдвиги в организме лыжника. Этот режим занимает ведущее место в осенне-зимнем этапе подготовительного периода. ЧСС при этом режиме находится в пределах 170±10 уд/мин.

Поддерживающие нагрузки – при движении со скоростью 80-85% от максимальной – повышают функциональные возможности организма лыжника. Этот режим занимает ведущее место в летне-осеннем этапе подготовительного периода. ЧСС при этом режиме находится в пределах 160±10 уд/мин.

Восстанавливающие нагрузки – при движении со скоростью 70-75% от максимальной – способствуют восстановлению функций организма лыжника во время его перехода от соревновательного периода к подготовительному. Этот режим тренировки является активным отдыхом. ЧСС при этом режиме находится в пределах 150±10 уд/мин.

Указанные режимы тренировки используются с лыжниками любой квалификации, поскольку легко индивидуализируются.

Приведем примеры занятий (тренировок) развивающего характера (Таблица 19).

Таблица 19. Примеры построения занятия по лыжам с развивающей нагрузкой

В рамках самостоятельной подготовки занятия с нагрузкой поддерживающего и восстанавливающего характера могут быть построены следующим образом (Таблица 20).

Таблица 20. Пример построения занятия по лыжам с поддерживающей или восстанавливающей нагрузкой

В условиях режима дня в образовательном учреждении МВД России подавляющее большинство курсантов с целью подготовки к выполнению норматива в контрольном упражнении в ходьбе на лыжах самостоятельно смогут провести не более 2-3 занятий в неделю. С учетом спортивно-массовых мероприятий в субботу или воскресенье тренировочная неделя может выглядеть следующим образом (Таблица 21).

Таблица 21. Варианты построения занятий недели в зависимости от характера тренировочных нагрузок при подготовке к выполнению контрольного упражнения в ходьбе на лыжах для курсантов образовательных учреждений

§4.3. Плавание

Очевидно, что выполнить контрольное упражнение в плавании может только сотрудник не просто умеющий держаться на воде, а плавать, т.е. способный проплыть любым способом (кролем, брасом, на боку или спине) не менее 200 метров. При такой мало-мальской подготовленности вполне достаточно двух-трех занятий в течение четырех недель для успешной подготовки к выполнению норматива в контрольным упражнении в плавании. Каждую неделю объем работы необходимо постепенно увеличивать и повышать скорость плавания. Кроме того, надо научиться выполнять старт и поворот.

Стартовый прыжок в воду (Рисунок 10) выполняется следующим образом.

Рисунок 10. Стартовый прыжок в воду

По команде «НА СТАРТ» встать на стартовую тумбочку так, чтобы ступни были на расстоянии 10-15 см одна от другой, пальцами ног захватить край тумбочки, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах, руки отвести назад, голову приподнять. Принять неподвижное положение.

По команде «МАРШ» быстро поднять руки вверх и назад, подать туловище вперед, сделать сильный толчок ногами и взмах руками вперед. В полете руки вытянуть вперед и соединить кисти ладонями вниз, голова между рук, туловище выпрямлено, ноги вытянуты. После входа в воду при плавании кролем начинать работать ногами, при плавании другими способами – руками.

Повороты применяются при плавании в бассейне для перемены направления движения.

Рисунок 11. Техника поворота.

Выносливость — способность человека длительное время совершать работу, не снижая скорости, или противостоять физическому утомле­нию в процессе мышечной деятельности.

Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость — это способность человека длительное время выполнять работу умеренной интенсивности при полном функционировании мышечной системы. Ее еще называют аэроб­ной выносливостью, т.е. полностью обеспеченной кислородом. Об­щая выносливость служит фундаментом для развития специаль­ной выносливости.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к оп­ределенной двигательной деятельности или к виду спорта, в котором специализируется спортсмен.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет. Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Задачи по развитию выносливости:

Создание условий для развития выносливости у детей школьного возраста. Неуклонное повышение общей аэробной выносливости на ос­нове различных видов деятельности.

Добиваться разностороннего физического и гармонического разви­тия двигательных способностей.

Достижение максимального уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют решающую роль в избранном виде спорта.

Средства воспитания выносливости

Для развития выносливости используют самые разнообразные уп­ражнения циклического и ациклического характера: лыжные гонки, бег, езда на велосипеде, плавание, спортивные игры и др.

Эффективным средством развития выносливости (скоростной, сило­вой, координационной и т.д.) являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по фор­ме, структуре и особенностям воздействия на функциональные систе­мы организма, специфически соревновательные упражнения и обще­подготовительные средства.

При выполнении упражнений на выносливость суммарная нагруз­ка на организм достаточно плохо характеризуется следующими компо­нентами (Зациорский, 1966):

1) интенсивность упражнения;

2) продолжительность упражнения;

3) число повторений;

4) продолжительность интервалов отдыха;

5) характер отдыха.

Методы воспитания выносливости

Основными методами развития общей выносливости являются:

1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умерен­ной интенсивности;

2) метод повторного, интервального упражнения;

3) метод круговой тренировки;

4) игровой метод;

5) соревновательный метод.

Характеристика методов дана в разделе «методы обучения в физи­ческом воспитании».

Работа на выносливость осуществляется в 4 зонах мощности: макси­мальной — 10-20 с, субмаксимальной — 20 с — 3 мин, большой — от 3 мин до 20 мин, умеренной — от 20 мин до нескольких часов.

Двигательные координационные способности и основы их воспитания

Способность человека быстро осваивать сложные по структуре дви­гательные действия принято называть двигательно-координационны- ми способностями (КС).

КС принято делить на 3 группы.

Первая группа — способности точно определять и регулировать про­странственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа — способности поддерживать статическое и динами­ческое равновесие.

Третья группа — способности выполнять двигательные действия без изменения мышечной напряженности (скованности).

Для воспитания КС используются сложнокоординационные виды спорта (подвижные и спортивные игры, акробатика, прыжки на бату­те), единоборства (борьба, бокс, фехтование, лыжный спорт, кроссовый бег и др.).

С учетом специфики вида спорта разрабатываются подводящие уп­ражнения, сходные по структуре с движениями данного вида спорта.

Для воспитания КС применяются следующие методические приемы:

1. Обучение новым двигательным действиям с постепенным увеличе­нием их сложности.

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки (спортигры, едино­борства и т.п.).

3. Повышение пространственной, временной и силовой точности дви­жений на основе улучшения двигательных ощущений и воспри­ятий (гимнастика, спортигры и т.д.).

4. Устранение не рациональной мышечной напряженности. Научить занимающихся расслабляться в нужный момент. Излишняя за-

крепощенность приводит к дискоординации движений, что отри­цательно влияет на проявление силы, быстроты, выносливости, ис­кажает технику и приводит к преждевременному утомлению. Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установ­ку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений, и это­му надо специально обучать;

б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабле­ние, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о на­пряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Для этого используют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мы­шечных групп с напряжением других: контролирующий переход мы­шечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

Для развития КС в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

1) стандартно-повторного упражнения;

2) вариативного упражнения;

3) игровой;

4) соревновательный.

При изучении новых двигательных действий применяют стандартно- повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений в стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и ус­ловий выполнения.

Для первого направления используются:

1) прыжки в длину или вверх с места в полную силу или полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.;

2) изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упор лежа; выполнение упражнений с мячом из исходно­го положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных поло­жений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля сидя и наоборот);

3) изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глу­бину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

4) «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и махо­вой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортив­ных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

5) выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

6) выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности, преодоление произ­вольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров).

Эффективным методом воспитания КС является игровой метод с до­полнительными заданиями и без них, предусматривающий выполне­ние упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных ус­ловиях, либо определенными двигательными действиями.

Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координацион­ных упражнений.

Для совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений применяются специфические физические упраж­нения, которые в процессе тренировки вырабатывают специализиро­ванные восприятия, получившие наименования: чувство времени у лег­коатлетов, борцов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» — у волей­болистов, баскетболистов; «чувство дистанции» у боксеров и т.д.

Способность к точному выполнению движений вырабатывается при помощи многократного повторения физических упражнений общераз- вивающего характера с постепенным увеличением трудности. Напри­мер, на точность воспроизведения одновременных или последователь­ных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении обще- развивающих упражнений без предметов, ходьба или бег на заданное время: упражнения на точность оценки пространственных параметров дальности прыжка с места или с разбега, дальность метаний и др.

Более высокий уровень координации движений достигается специ­альными упражнениями на соразмерность движений в задаваемых раз­мерах времени, пространства и мышечных усилий. В качестве мето­дов используют следующие: метод многократного выполнения упраж­нения с последующим изменением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой на запоминание показателей и пос­ледующей самооценкой занимающихся мер времени, пространства и усилий и воспроизведением их по заданиям; метод «контрастных зада­ний», метод «сближаемых заданий».

Задания на точность дифференцирования силовых, временных и про­странственных параметров — наиболее трудные для освоения. Поэтому их рациональнее применять по методике контрастных заданий или сближа­емых заданий. «Контрастное задание» состоит в чередовании упражне­ний, резко отличающихся по какому-либо параметру: бросок мяча в коль­цо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; метод «сближаемых заданий»вырабатывает тонкую дифференциацию: прыжки в длину с места (с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.

Совершенствование пространственной точности движений, выпол­няемых в относительно стандартных условиях (упражнения спортив­ной гимнастики, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), осуществляется по таким методическим направлениям:

а) применяются задания с установкой: как можно более точно вос­произвести эталонные параметры амплитуды, направление движений или положения тела. При этом ставится задача по достижению ста­бильности эталонных параметров движений;

б) совершенствование точности выполняемых движений в соответс­твии с заданными изменениями параметров. Например, увеличить ам­плитуду маха на определенное число градусов при размахиваниях на брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто.

Совершенствование силовой точности движений предполагает раз­витие способностей оценивать и дифференцировать степень мышеч­ных напряжений различными группами мышц и в различных дви­жениях. В качестве средств используются упражнения с различными отягощениями, упражнения на снарядах с тензометрическими уста­новками, изометрические напряжения, развиваемые на кистевом ди­намометре и др.

Совершенствование временной точности движений зависит от «чувс­тва времени». Чувствовать время — это значит быть способным тонко воспринимать временные параметры, что создает возможность распре­делять свои действия в строго заданное время. Для совершенствования временной точности движений применяют задания по оценке макроин­тервалов времени - 5,10,20 с (пользуясь секундомером).

Методические приемы для совершенствования статического и ди­намического равновесия

Для различных видов равновесий применяются следующие методи­ческие приемы:

а) для позностатического равновесия:

1) удлинение времени сохранения позы;

2) исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополни­тельные требования к двигательному анализатору;

3) уменьшение площади опоры;

4) увеличение высоты опорной поверхности;

5) введение не устойчивой опоры;

6) введение сопутствующих движений; б) для динамического равновесия:

упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);

упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь — качели, … центрифуги и другие тренажеры).

Выносливость - способность наиболее длительно выполнять специализированную работу аэробного характера без снижения ее эффективности . Выносливость это способность противостоять утомлению .
Различают 2 формы проявления выносливости – общую и специальную.
Общая выносливость способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с участием больших групп мышц .
Специальная выносливость проявляется в конкретных видах двигательной деятельности.
Физиологической основой общей выносливости является высокий уровень аэробных возможностей человека – способность выполнять работу за счет энергии реакций окисления.
Аэробные возможности зависят от:
Аэробной мощности, которая определяется абсолютной и относительной величиной максимального потребления кислорода (МПК) и Аэробной емкости - суммарной величины потребления кислорода на всю работу.
Общая выносливость зависит от доставки кислорода мышцам, определяется функционированием кислородтранспортной системы: сердечно-сосудистой, дыхательной и системой крови.
Развитие общей выносливости обеспечивается разносторонними перестройками в дыхательной системе. Повышение эффективности дыхания достигается:
Увеличением (на 10-20%) легочных объемов и емкостей (ЖЕЛ достигает 6-8л и более)
Нарастанием глубины дыхания (50% ЖЕЛ)
Увеличением диффузионной способности легких, что обусловлено увеличением альвеолярной поверхности и объема крови в легких, протекающей через расширяющуюся сеть капилляров.
Увеличением мощности и выносливости дыхательных мышц, что приводит к росту объема вдыхаемого воздуха по отношению к функциональной остаточной емкости легких
Все эти изменения способствуют также экономизации дыхания: большему поступлению кислорода в кровь при меньших величинах легочной вентиляции.


Решающую роль в развитии общей выносливости играют морфофункциональные изменения в сердечно-сосудистой системе, отражающие адаптацию к длительной работе:
Увеличение объема сердца , утолщение сердечной мышцы – спортивная гипертрофия
Рост сердечного выброса(увеличение ударного объема крови)
Замедление ЧСС в покое(до 40-50 ударов в минуту) в результате парасимпатических влияний – спортивная брадикардия, что облегчает восстановление сердечной мышцы и последующую ее работоспособность
Снижение артериального давления в покое (ниже 105 мм.рт.ст) – спортивная гипотония.
В системе крови повышению общей выносливости способствуют:
Увеличение объема циркулирующей крови (на 20%), за счет увеличения объема плазмы
Снижение вязкости крови и облегчение кровотока
Больший венозный возврат крови за счет более сильных мощных сокращений сердца
Увеличение общего количества эритроцитов и гемоглобина (но следует отметить, что при росте объема плазмы показатели их относительной концентрации в крови снижаются)
Уменьшение содержания лактата в крови при работе, связанное с преобладанием в мышцах выносливых людей медленных волокон, использующих лактат как источник энергии, и во-вторых, обусловленное увеличение емкости буферных систем крови (щелочных резервов). При этом лактатный порог анаэробного обмена (ПАНО) так же нарастает, как и вентиляционный ПАНО.
В скелетных мышцах преобладают медленные волокна(80-90%). Рабочая гипертрофия протекает по саркоплазматическому типу, т. е. за счет роста объема саркоплазмы. В ней накаливаются запасы гликогена, липидов, миоглобина, становится богаче капиллярная сеть, увеличивается число и размеры митохондрий. Мышечные волокна включатся в работу посменно, восстанавливая свои ресурсы в моменты отдыха.
В ЦНС работа на выносливость сопровождается формированием рабочих доминант, которые обладают высокой помехоустойчивостью, отдаляя развитие запредельного торможения в условиях монотонной работы. Особой способностью к длительным циклическим нагрузкам обладают спортсмены с сильной уравновешенной нервной системой и невысоким уровнем подвижности – флегматики.
Специальная выносливость в циклических видах спорта зависит от длины дистанции, которая определяет соотношение аэробного и анаэробного энергообеспечения. В на длинные дистанции соотношение аэробной и анаэробной работы порядка 95% и 5%. В спринте – 5% и 95%.
Специальная выносливость к статической работе базируется на высокой способности нервных центров и работающих мышц поддерживать непрерывную активность без отдыха в анаэробных условиях.
Силовая выносливость зависит от переносимости нервной системой и двигательным аппаратом многократных повторений натуживания, вызывающего прекращение кровотока в нагруженных мышцах и кислородное голодание мозга. Повышение резервов мышечного гликогена и кислородных запасов в миоглобине облегчает работу мышц. Но так как слишком много ДЕ привлекается к работе, лимит резервных ДЕ становится мал, что лимитирует длительность поддержания усилий.
Скоростная выносливость определяется устойчивостью нервных центров к высокому темпу активности. Она зависит от быстрого восстановления АТФ в анаэробных условиях за счет креатинфосфата и реакций гликолиза.
Выносливость в ситуационных видах спорта обусловлена устойчивостью ЦНС и сенсорных систем к работе переменной мощности и характера – «рваному» режиму, вероятностным перестройкам ситуации, многоальтернативному выбору, сохранению координации при постоянном раздражении вестибулярного аппарата.
Выносливость к вращениям и ускорениям требует хорошей устойчивости вестибулярной системы.
Выносливость к гипоксии, характерна для альпинистов, связана с понижением тканевой чувствительности нервных центров, сердечной и скелетных мышц к недостатку кислорода. Это свойство в значительной степени врожденное.
Резервами выносливости являются:
Мощность механизмов обеспечения гомеостаза – адекватная деятельность сердечно-сосудистой системы, повышение кислородной емкости крови и емкости ее буферных систем, совершенство регуляции водно-солевого обмена выделительной системы и регуляция теплообмена, снижение чувствительности тканей к сдвигам гомеостаза
Тонкая и стабильная нервно-гуморальная регуляция механизмов поддержания гомеостаза и адаптация организма к работе в измененной среде.

© 2024 newcity55.ru - Строительный портал - Новый город