Голосовые акустические колонки. Акустическая система своими руками: выбор динамиков, акустического оформления, изготовление. Все эти операции нужно проводить аккуратно и без резких движений, во избежание повреждения проводов и схем

Голосовые акустические колонки. Акустическая система своими руками: выбор динамиков, акустического оформления, изготовление. Все эти операции нужно проводить аккуратно и без резких движений, во избежание повреждения проводов и схем

Акустическая система 2.0

Это базовая конфигурация - две колонки, также называемые сателлитными, которые воспроизводят стереозвук с ограничением по низким частотам. В эту систему, которую очень легко установить, не входит сабвуфер. Система совместима с большинством стандартных звуковых плат ПК.

Акустическая система 2.1

Акустическая система, которая несколько оживит звучание. В эту систему входят две сателлитные колонки, как и в систему 2.0, но кроме них, еще добавлен сабвуфер, который позволяет получить более качественный звук с более глубокими басами. Эту систему так же легко установить, как и систему 2.0, но для сабвуфера требуется дополнительное место.

Акустическая система 5.1

Система объемного звучания с колонками, размещаемыми впереди и сзади, что создает эффект присутствия. Эта система состоит из левой и правой фронтальных колонок, левой и правой задних колонок, центральной колонки и сабвуфера. Если вы любитель фильмов или игр, эта система - идеальный выбор для вас.

Объемное звучание

Сбалансированное звучание, качество которого не зависит от того, в каком месте комнаты вы находитесь. Этот эффект создается при помощи диффузоров, направленных вперед и назад и равномерно распределяющих звук по всех направлениях. Также называется ненаправленной акустикой.

6-канальный вход

Вход с тремя отдельными стерео мини-разъемами (3,5 мм), который используется для подключения к звуковой плате ПК или может использоваться как три отдельных стереовхода для подключения наушников, iPod или других устройств с разъемом 3,5 мм.

Декодирование 96/24

Усовершенствованный формат студийного качества с высоким разрешением, доступный на многих видео- и аудио- DVD-дисках. Относится к 24-разрядному цифровому аудио с частотой дискретизации 96 кГц.

A

AAC (Advanced Audio Coding)

Преемник формата MP3. Это аудиокодек или устройство, декодирующее и кодирующее цифровые данные. Обеспечивает более высокое качество звука при меньшей скорости цифрового потока по сравнению с MP3. Другое название - MPEG-4 AAC.

Активный диффузор

Основной диффузор, или электромагнитный компонент, колонки. То, что является источником звука. См. Диффузор.

Усилитель

Устройство, которое увеличивает уровень сигнала. Обычно усиливается напряжение, сила тока или то и другое.

Аналоговый сигнал

Непрерывный электрический сигнал, который обычно представляется в виде осциллограммы. Его значение может плавно изменяться в определенном диапазоне, в отличие от цифровых сигналов, которые характеризуются дискретными единицами информации в числовых разрядах.

Apple Lossless

Аудиокодек или устройство, разработанное корпорацией Apple, которое декодирует или кодирует цифровые данные. Также называется метод сжатия данных без потерь, применяемый для цифровой музыки. См. Без потерь.

B

Низкие частоты

Нижняя часть спектра звуковых частот - от 20 до 200 ГЦ. Они передают шум, треск, громыхание. Этот диапазон охватывает звуки взрывов, труб, виолончелей, басов, барабанов и многое другое. Также называются низким диапазоном.

C

Центральный канал

Центральная колонка в системе объемного звучания. Она размещается внизу или наверху монитора или телевизора и воспроизводит диалоги и звуки голоса таким образом, что они воспринимаются как звучащие непосредственно на экране.

Срезание

Сильное искажение, возникающее при перегрузке усилителя. Звук получается неприятный и резкий.

D

Цифроаналоговый преобразователь (преобразователь цифрового формата в звуковой)

Устройство, которое преобразовывает цифровой поток информации в аналоговый сигнал, чтобы колонки могли воспроизвести его в виде звука.

дБ (децибелы)

Единица измерения относительной громкости звука. Порог слышимости соответствует 0 дБ. Шепот - это 15–25 дБ. Нормальный звук голоса при разговоре - 65–70 дБ. Концерт рок-музыки - 120 дБ и выше. Шум реактивного самолета - около 140–180 дБ. Звук, громкость которого превышает 140 дБ, болезненно действует на уши и представляет опасность для слуха.

Мертвая зона

Область комнаты, в которой звук из колонок более тихий из-за взаимного погашения звуковых волн.

Цифровой сигнал

Звуковой сигнал, который обычно представляется в виде единиц и нулей. Прежде чем цифровой сигнал может быть воспроизведен в виде звука, он должен быть преобразован в аналоговый.

Управление цифровыми правами (DRM)

Технология, позволяющая владельцам контента определять и контролировать способы использования своего контента другими пользователями. Может регулировать количество копий, которое можно сделать для одной песни, или определять типы устройств, на которые можно передавать контент.

Искажение

Все, что изменяет исходные характеристики музыкального сигнала.

Dolby® Digital

Пятиканальный аудиоформат, состоящий из левого, центрального и правого передних каналов, левого и правого задних каналов и одного канала для сабвуфера. Это одна из нескольких систем, используемых для объемного звука. Вся обработка сигнала происходит цифровым способом, что обеспечивает высокое качество звучания.

Сабвуфер с направленным вниз диффузором

Сабвуфер, у которого диафрагма имеет коническую форму и направлена вниз, - он наполняет басами всю комнату.

Диффузор

Вот где происходит волшебство. Это электромагнитное устройство, которое превращает электрические сигналы в звуковые волны, перемещая тонкий слой ткани или бумаги. Обычно состоит из магнита и звуковой катушки.

DTS™

Декодеры DTS имеются практически во всех 5.1-канальных процессорах объемного звучания, предлагаемых крупными фирмами.

E

Выравнивание (EQ)

Намеренное изменение частотной характеристики схемы для изменения звука. Вы можете делать это для усиления басов во время игры при просмотре фильма. Или для того, чтобы создать более сбалансированный звук для своей музыки.

F

FLAC (Free Lossless Audio Codec)

Тип сжатия аудио без потерь. При использовании этого формата не теряется никакая информация, как это происходит, например, при использовании форматов MP3 и AAC. Это хороший вариант для архивации аудиоколлекций и для каждодневного воспроизведения. См. Без потерь, С потерями.

Частота

Одна из характеристик звуковой волны. Обычно люди слышат в диапазоне около 20–20 000 Гц (20 Гц–20 кГц). Более низкие значения обозначают более низкие частоты.

Технология двойного диффузора (FDD2)

Технология Logitech®, при которой в каждой сателлитной колонке используются два одинаковых диффузора с полным частотным звуковым диапазоном. Особый фильтр, который распознает определенные частоты, применяется к одному из диффузоров, слегка приглушая определенные частоты в этом диффузоре для предотвращения выбросов или мертвых зон в звуковом поле. В итоге мы получаем качественное звучание в полном диапазоне воспроизводимых частот колонки.

Частотная характеристика

Диапазон частот, который может воспроизводить аудиоустройство.

  • Низкие частоты (бас) - от 20 до 200 Гц
  • Средние частоты (голос) - от 200 до 4000 Гц
  • Высокие частоты (верхние) - от 4 000 до 20 000 Гц
  • Широкодиапазонный диффузор

    Диффузор, созданный для воспроизведения сигналов во всем звуковом диапазоне.

    H

    Герц (Гц)

    Стандартная единица измерения частоты, один цикл в секунду. Один герц (Гц) представляет один цикл в секунду, 20 Гц представляют 20 циклов в секунду и т. д.

    Диапазон высоких частот (высокие)

    Диапазон высоких частот звукового спектра, известный также как «верхние» Это частоты от 4000 до 20000 Гц. К этому диапазону относятся звуки колоколов, тарелок и высокие ноты на фортепиано.

    Выбросы

    Область комнаты, где звук становится слишком громким из-за наложения звуковых волн.

    I

    Импеданс

    Электрическое сопротивление, выраженное в омах.

    J

    Дрожание

    Тенденция к ухудшению синхронизации сигнала, вызванная изменением электрических характеристик. Может быть причиной повторений или пропусков при воспроизведении звука.

    L

    Длинноходовый сабвуфер

    Сабвуфер, который обеспечивает высокий уровень звука на больших расстояниях.

    Без потерь

    С потерями

    Низкий диапазон (низкие)

    M

    Четыре согласованных микродиффузора

    Набор из четырех одинаковых микродиффузоров, обеспечивающих для компактной конструкции мощное звучание.

    Диффузоры Max-X™

    Диффузоры Max-X™. Высокоамплитудные диффузоры, обеспечивающие широкий динамический диапазон, высокое качество звучания на низких частотах и малые искажения.

    Средний диапазон (средние)

    Средний диапазон звуковых частот, от 200 до 4000 Гц. В этом звуковом диапазоне человеческое ухо наиболее чувствительно, он охватывает большую часть звуков, производимых голосом и музыкальными инструментами.

    Мидвуфер

    Диффузор, производящий звук со средними и некоторыми низкими частотами.

    MP3

    Популярный способ кодирования цифровых аудиозаписей, формат сжатия с потерями. Значительно уменьшает объем данных (сжатие 10:1), необходимых для записи звука. См. С потерями

    Грязный

    Плохо сформированный звук, нестабильный или нечеткий

    N

    Сетевой музыкальный проигрыватель

    Устройство, осуществляющее беспроводную передачу цифровой музыки, хранящейся на компьютере, интернет-радио и записей, считываемых из музыкальных интернет-служб, в любую комнату в вашем доме. Можно выбрать проигрыватель, который подключается к стереосистеме или мощным колонкам, или многофункциональное аудиоустройство, имеющее собственные динамики.

    Неодимовые микродиффузоры

    Небольшие диффузоры, изготовленные из редкоземельного металла - самого сильного постоянного магнита.

    Шумы

    Нежелательный звук или искажение.

    Шумоизоляция

    Защита от посторонних звуков при прослушивании музыки через наушники. Позволяет слушать музыку, а не болтовню за спиной.

    O

    Ogg

    Формат файлов.

    Ом

    Единица измерения электрического сопротивления или импеданса, которым обладают колонки и на который рассчитаны усилители. См. Импеданс.

    Ненаправленная акустика

    См. Объемное звучание.

    P

    Пассивный кроссовер

    Фильтр, разделяющий аудиосигнал по частотным диапазонам, так что каждый сегмент может направляться на диффузор соответствующего типа. Например, он препятствует смешению низких и высоких частот в высокочастотном динамике. Этот тип фильтра изготовлен из пассивных компонентов.

    Пиковая мощность

    Максимальная мощность усилителя, на которую он способен в течение непродолжительного времени, например, при кульминации музыкального произведения. Она не является точной характеристикой мощности. При сравнении колонок вместо нее следует использовать стандартизованную величину, среднеквадратическое значение мощности.

    Порт

    Открытый канал (воздуховод), ведущий в камеру колонки и увеличивающий акустическую отдачу на низких частотах.

    Корпус сабвуфера с портом (воздуховодом)

    Тип корпуса, в котором для увеличения акустической отдачи на низких частотах используется воздуховод.

    Диффузоры давления

    Диффузор, создающий давление в герметичной камере колонки, предназначенный для перемещения пассивного радиатора, увеличивающего громкость звука. Эффективное решение для создания мощного глубокого звучания низких частот.

    R

    Среднеквадратическое значение

    Стандартная характеристика усилителя. Это удобный показатель эффективного среднего значения аудиосигнала или (переменного) напряжения питания.

    Среднеквадратическая мощность

    Мощность усилителя при непрерывной работе, измеряемая в ваттах. Чем больше значение среднеквадратической мощности, тем громче и чище звучание акустической системы. Этот показатель гораздо более точный, чем пиковая мощность.

    Высококачественные звуковые колонки для домашней звукоусилительной аппаратуры воспроизводят НЧ-сигналы с частотой 30 - 50 Гц, что соответствует длине звуковой волны 7 - 10 м. Чтобы эффективно излучать такие колебания, нужны динамические головки с большим диаметром диффузора (существуют экземпляры 0 400 мм). Однако на практике чаще всего применяются «динамики» размером от 200 до 300 мм. Их собственная резонансная частота составляет 15 - 30 Гц.

    Когда на головку подают звуковой сигнал, ее подвижная система колеблется, излучая в обе стороны одинаковые по силе, но противоположные по фазе звуковые колебания, которые имеют ненаправленный характер. Корпус «динамика» не в состоянии изолировать одну от другой области сжатия и разрежения воздуха. В результате в точке слушания звуковое давление имеет низкий уровень. Это явление известно в технике как акустическое короткое замыкание. Устраняют его, помещая акустический излучатель в закрытый ящик (рис. 1). (Символы на рисунках обозначают: а - ширину, b - глубину, с - высоту ящика, х - толщину материала, d - толщину планки). Часто в нем делают одно или даже несколько отверстий, располагая их в определенных местах корпуса (рис. 2). Такие отверстия называются фазоинвер-торами, или басрефлекторами. Их разновидность - пассивный излучатель (рис. 3), представляющий собой неподключенную динамическую головку. Расположение отверстий на передней панели корпуса звуковой колонки выбирают таким образом, чтобы обратное излучение совпадало с фронтальным, повышая тем самым низкочастотное звуковое давление.

    Важное значение для акустических колонок имеют их размеры, форма и материалы, из которых они сделаны, внутренняя «начинка» и оформление лицевой панели. Тем самым корпус влияет на технические параметры установленной в нем динамической головки и прежде всего на повышение ее собственной резонансной частоты. Немаловажную роль здесь играют диаметр диффузора и «литраж» корпуса. С увеличением его объема и уменьшением размеров подвижной системы резонансная частота изменяется незначительно. Если же головку с большим диффузором установить в сравнительно небольшой ящик, резонансная частота заметно изменится - низкие частоты «срезаются», и в результате эффективный частотный диапазон колонки сужается. Иными словами, неправильно подобранный по объему корпус может ухудшить качество воспроизведения даже очень хорошей динамической головки.

    Для эффективной отдачи головки на низких частотах болгарские радиолюбители рекомендуют выбирать объемы колонки, исходя из приведенных в таблице данных.

    При использовании фазоинвертора также необходимо выполнять определенные требования. Отверстие под него должно быть расположено на расстоянии не менее 60 - 80 мм от НЧ г го-ловки и в 40 - 50 мм от задней стенки корпуса. На таком же расстоянии от отверстия укладывают и звукопоглощающий материал. Лучше, если фазоин-вертор расположен под НЧ-головкой.

    Рекомендуемые размеры для фазо-инверторов зависят от «литража» колонки и диаметра диффузора головки. Так, с головкой 0 125 мм, установленной в корпусе с внутренним объемом 8 дм 3 , труба фазоинвертора имеет 0 50 (46) мм и L = 60 мм. Для громкоговорителя объемом 16 дм 3 , диаметр диффузора которого равен 160 мм, нужна труба 0 50 мм и длиной 100 мм. Соответственно для головки 0 200 мм при объеме V = 30 дм 3 размеры трубы составят 0 75 мм, L= 100 мм. У громкоговорителя 0 300 мм, при V = 60 дм 3 труба должна иметь 0 75 мм и L = 220 мм.

    Форма корпуса, как внутренняя, так и наружная, также влияет на частот- ную характеристику громкоговорителя. Наиболее приемлема - сферическая, а самая неподходящая - куб, когда динамическая головка расположена в геометрическом центре одной из его сторон. В цилиндрическом корпусе наиболее благоприятное расположение головки - поперечное (рис. 4а), а не продольное (рис. 46), хотя крепить ее в последнем случае намного про.цс.

    Если корпус имеет наиболее распространенную форму параллелепипеда, низкочастотный «динамик» лучше всего установить несимметрично относительно сторон отражательной доски (рис. 1).

    Разновидность колонки в форме параллелепипеда показана на рисунке 5.

    Диаметр диффузора, см

    Резонансная частота, ГЦ

    Объем корпуса,

    ДМ 3

    12

    60…70

    8…12

    16

    50…60

    14…18

    20

    35…40

    28…35

    25

    25…32

    45…50

    30

    20…25

    55…60

    Хорошие акустические данные у громкоговорителя с корпусом в виде треугольной призмы (рис. 6) или усеченной пирамиды (рис. 7, 8).

    Для объема 5 - 10 дм 3 и мощности «динамика» 6 - 10 Вт достаточна толщина стенок ящика 8 - 10 мм, а для V = 40 - 60 дм 3 и мощности 40 - 100 Вт - 18 - 25 мм. Чтобы улучшить излучение низкочастотных сигналов, корпуса громкоговорителей делают из более толстых материалов. Особенно это касается мощных динамических головок и акустических преобразователей с высоким КПД.

    Вибродемпферные качества материала можно улучшить путем установки деревянных ребер-брусков с внутренней стороны ящика (рис. 9) или наклеивания на часть стенок микропористой резины толщиной 4 - 5 мм. В этом случае для корпуса можно использовать материал и меньшей толщины. Применение фанеры с наклеенным на нее слоем микропористой резины также дает хорошие результаты.

    Переднюю и заднюю стенки корпуса колонки рекомендуется изготавливать из более плотного материала, а все остальные - из фанеры или ДСП. Однако при больших габаритах корпуса и значительной мощности динамической головки в нем все же могут возникать нежелательные вибрации. Чтобы их избежать, стенки колонки стягивают деревянными рейками сечением 40X40 мм или металлическими прутками 0 6 - 10 мм (рис 10).

    Фазоинверторы изготавливают из пластмассовых или металлических (например, дюралюминиевых) труб с толщиной стенок не менее 2 мм.

    Минералы также применяют в качестве материала для постройки колонок. На первом месте стоит мрамор. Благо-дар» слоистой структуре ем хорошо гасит звук, и поэтому в нем не возникают резонансные колебеник Мрамор легко обрабатывается, но как недостаток следует отметить, что он- тяжел и хрупок.

    Стенки корпуса соединяют между собой одним из способов, показанных на рисунке 11. Легче изготовить ящик со съемными передней и задней панелями.

    Сначала вырезают боковые стенки. Перед сборкой к ним необходимо приклеить и затем прибить мелкими гвоздями ограничительные Монтажные рейки размером 1-5X15 или 20X20 мм и длиной, указанной на рисунке 12.

    Стенки корпуса склеивают клеем «Универсал» или С-200 и через каждые 15 - 20 мм вбивают тонкие гвозди для большей надежности крепяения. Ящик будет еще крепче, если- по его углам вклеить дополнительные бруски (рис. 13). Свободные места заливают эпоксидкой. По собранной таким образом обтяжке определяют размеры лицевой и задней панелей. Их изготавливают из дерева хвойных пород. Исходя из имеющихся динамических головок, намечают расположение отверстий под них (рис. 14).

    Колонки часто украшают декоративными рамками из деревянных реек сечением 15X15 мм. Радиоткань натягивают на отражательную доску и закрепляют кнопками или мебельными гвоздями.

    Внутренний объем колонки заполняют каким-нибудь звукопоглощающим материалом, например стекловатой. Количество ее определяют путем измерения резонансной частоты. Наполнение корпуса считается нормальным, если она снизилась на 10 - 12%. Опытным путем установлено, что для этого потребуется 30 - 40 г стекловаты или 10 - 15 г полиэстероновой ваты (ямболека) на 1 дм 3 . Можно использовать и ветошь. Звукопоглощающий материал помещают в чехол из плотной ткани.

    Если размеры корпуса правильно выбраны и он тщательно уплотнен, то при аккуратном нажатии на диффузор низкочастотной головки ее подвижная система плавно возвращается в первоначальное положение. Отсутствие такого явления свидетельствует о наличии акустических потерь, снижающих звуковое давление на низких частотах на t - 2 дБ.

    По материалам журнала «Радио, телевизия, електроника», НРБ

    Моделист-конструктор

    OCR Pirat

  • Сравнительное тестирование стереоколонок Edifier и Microlab (апрель 2014)
  • Мощность

    Под словом мощность в разговорной речи многие подразумевают «мощь», «силу». Поэтому вполне естественно, что покупатели связывают мощность с громкостью: «Чем больше мощность, тем лучше и громче будут звучать колонки». Однако это распространенное мнение в корне ошибочно! Далеко не всегда колонка мощностью 100 Вт будет играть громче или качественней той, у которой указана мощность «всего» в 50 Вт. Значение мощности, скорее, говорит не о громкости, а о механической надежности акустики. Те же 50 или 100 Вт — это совсем не громкость звука , издаваемого колонкой. Динамические головки сами по себе имеют низкий КПД и преобразуют в звуковые колебания лишь 2-3% мощности подводимого к ним электрического сигнала (к счастью, громкости издаваемого звука вполне хватает для создания звукового сопровождения). Величина, которую указывает производитель в паспорте динамика или системы в целом, говорит лишь о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя (вследствие критического разогрева и межвиткового КЗ провода, «закусывания» каркаса катушки, разрыва диффузора, повреждения гибких подвесов системы и т.п.).

    Таким образом, мощность акустической системы - это технический параметр, величина которого не имеет прямого отношения к громкости звучания акустики, хотя и связана с ней некоторой зависимостью. Номинальные значения мощности динамических головок, усилительного тракта, акустической системы могут быть разными. Указываются они, скорее, для ориентировки и оптимального сопряжения между компонентами. Например, усилитель значительно меньшей или значительно большей мощности может вывести колонку из строя в максимальных положениях регулятора громкости на обоих усилителях: на первом - благодаря высокому уровню искажений, на втором - благодаря нештатному режиму работы колонки.

    Мощность может измеряться различными способами и в различных тестовых условиях. Существуют общепринятые стандарты этих измерений. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее часто употребляемые в характеристиках изделий западных фирм:

    RMS (Rated Maximum Sinusoidal power — установленная максимальная синусоидальная мощность). Мощность измеряется подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц до достижения определенного уровня нелинейных искажений. Обычно в паспорте на изделие пишется так: 15 Вт (RMS). Эта величина говорит, что акустическая система при подведении к ней сигнала мощностью 15 Вт может работать длительное время без механических повреждений динамических головок. Для мультимедийной акустики завышенные по сравнению с Hi-Fi колонками значения мощности в Вт (RMS) получаются вследствие измерения при очень высоких гармонических искажениях, часто до 10%. При таких искажениях слушать звуковое сопровождение практически невозможно из-за сильных хрипов и призвуков в динамической головке и корпусе колонки.

    PMPO (Peak Music Power Output — пиковая музыкальная мощность). В данном случае мощность измеряется подачей кратковременного синусоидального сигнала длительностью менее 1 секунды и частотой ниже 250 Гц (обычно 100 Гц). При этом не учитывается уровень нелинейных искажений. Например, мощность колонки равна 500 Вт (PMPO). Этот факт говорит, что акустическая система после воспроизведения кратковременного сигнала низкой частоты не имела механических повреждений динамических головок. В народе единицы измерения мощности Вт (PMPO) называют «китайскими ваттами» из-за того, что величины мощности при такой методике измерения достигают тысячи Ватт! Представьте себе - активные колонки для компьютера потребляют из сети переменного тока электрическую мощность 10 В*А и развивают при этом пиковую музыкальную мощность 1500 Вт (PMPO).

    Наравне с западными существуют также советские стандарты на различные виды мощности. Они регламентируются действующими по сей день ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88. Эти стандарты определяют такие понятия, как номинальная, максимальная шумовая, максимальная синусоидальная, максимальная долговременная, максимальная кратковременная мощности. Некоторые из них указываются в паспорте на советскую (и постсоветскую) аппаратуру. В мировой практике эти стандарты, естественно, не используются, поэтому мы не будем на них останавливаться.

    Делаем выводы: наиболее важным на практике является значение мощности, указанной в Вт (RMS) при значениях коэффициента гармоник (THD), равного 1% и менее. Однако сравнение изделий даже по этому показателю очень приблизительно и может не иметь ничего общего с реальностью, ведь громкость звука характеризуется уровнем звукового давления. Поэтому информативность показателя «мощность акустической системы» — нулевая .

    Чувствительность

    Чувствительность — один из параметров, указываемых производителем в характеристике акустических систем. Величина характеризует интенсивность звукового давления, развиваемого колонкой на расстоянии 1 метра при подаче сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется чувствительность в децибелах (дБ) относительно порога слышимости (нулевой уровень звукового давления равен 2*10^-5 Па). Иногда используется обозначение — уровень характеристической чувствительности (SPL, Sound Pressure Level). При этом для краткости в графе с единицами измерений указывается дБ/Вт*м либо дБ/Вт^1/2*м. При этом важно понимать, что чувствительность не является линейным коэффициентом пропорциональности между уровнем звукового давления, мощностью сигнала и расстоянием до источника. Многие фирмы указывают характеристики чувствительности динамических головок, измеренные при нестандартных условиях.

    Чувствительность — характеристика, более важная при проектировании собственных акустических систем. Если вы не осознаете до конца, что означает этот параметр, то при выборе мультимедийной акустики для PC можно не обращать на чувствительность особого внимания (благо указывается она не часто).

    АЧХ

    Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ ) в общем случае представляет собой график, показывающий разницу величин амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. АЧХ измеряют подачей синусоидального сигнала неизменной амплитуды при изменении его частоты. В точке на графике, где частота равна 1000 Гц, принято откладывать на вертикальной оси уровень 0 дБ. Идеален вариант, при котором АЧХ представлена прямой линией, но таких характеристик в реальности у акустических систем не бывает. При рассмотрении графика нужно обратить особое внимание на величину неравномерности. Чем больше величина неравномерности, тем больше частотных искажений тембра в звучании.

    Западные производители предпочитают указывать диапазон воспроизводимых частот, который представляет собой «выжимку» информации из АЧХ: указываются лишь граничные частоты и неравномерность. Допустим, написано: 50 Гц - 16 кГц (±3 дБ). Это значит, что у данной акустической системы в диапазоне 50 Гц - 16 кГц звучание достоверное, а ниже 50 Гц и выше 15 кГц неравномерность резко увеличивается, АЧХ имеет так называемый «завал» (резкий спад характеристики).

    Чем это грозит? Уменьшение уровня низких частот подразумевает потерю сочности, насыщенности звучания басов. Подъем в области НЧ вызывает ощущения бубнения и гудева колонки. В завалах высоких частот звук будет тусклым, неясным. Подъемы ВЧ означают присутствие раздражающих, неприятных шипящих и свистящих призвуков. У мультимедийных колонок величина неравномерности АЧХ обычно выше, чем у так называемой Hi-Fi акустики. Ко всем рекламным заявлениям фирм-производителей об АЧХ колонки типа 20 - 20000 Гц (теоретический предел возможности) нужно относиться с изрядной долей скептицизма. При этом часто не указывается неравномерность АЧХ, которая может составлять при этом немыслимые величины.

    Поскольку производители мультимедийной акустики часто «забывают» указать неравномерность АЧХ акустической системы, встречаясь с характеристикой колонки 20 Гц - 20000 Гц, надо держать ухо востро. Существует большая вероятность купить вещь, не обеспечивающую даже более или менее равномерную характеристику в полосе частот 100 Гц - 10000 Гц. Сравнивать диапазон воспроизводимых частот с разными неравномерностями нельзя вовсе.

    Нелинейные искажения, коэффициент гармоник

    Кг — коэффициент гармонических искажений. Акустическая система представляет собой сложное электроакустическое устройство, которое имеет нелинейную характеристику усиления. Поэтому сигнал по прошествии всего звукового тракта на выходе обязательно будет иметь нелинейные искажения. Одними из самых явных и наиболее простых в измерении являются гармонические искажения.

    Коэффициент — величина безразмерная. Указывается либо в процентах, либо в децибелах. Формула пересчета: [дБ] = 20 log ([%]/100). Чем больше величина коэффициента гармоник, тем обычно хуже звучание.

    Кг колонок во многом зависит от мощности подаваемого на них сигнала. Поэтому глупо делать заочные выводы или сравнивать колонки только лишь по коэффициенту гармоник, не прибегая к прослушиванию аппаратуры. К тому же для рабочих положений регулятора громкости (обычно это 30..50%) значение производителями не указывается.

    Полное электрическое сопротивление, импеданс

    Электродинамическая головка имеет определенное сопротивление постоянному току, зависящее от толщины, длины и материала провода в катушке (такое сопротивление еще называют резистивным или реактивным). При подаче музыкального сигнала, который представляет собой переменный ток, сопротивление головки будет меняться в зависимости от частоты сигнала.

    Импеданс (impedans) — это полное электрическое сопротивление переменному току, измеренное на частоте 1000 Гц. Обычно импеданс акустических систем равен 4, 6 или 8 Ом.

    В целом величина полного электрического сопротивления (импеданс) акустической системы ни о чем, связанном с качеством звучания того или иного изделия, покупателю не скажет. Производителем указывается этот параметр лишь, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем рекомендуемое значение нагрузки усилителя, в звучании могут присутствовать искажения или сработает защита от короткого замыкания; если выше, то звук будет значительно тише, нежели с рекомендуемым сопротивлением.

    Корпус колонки, акустическое оформление

    Одним из важных факторов, влияющих на звучание акустической системы, является акустическое оформление излучающей динамической головки (динамика). При конструировании акустических систем производитель обычно сталкивается с проблемой в выборе акустического оформления. Их насчитывается больше десятка видов.

    Акустическое оформление делится на акустически разгруженное и акустически нагруженное. Первое подразумевает оформление, при котором колебание диффузора ограничивается только жесткостью подвеса. При втором колебание диффузора ограничивается помимо жесткости подвеса еще упругостью воздуха и акустическим сопротивлением излучению. Также акустическое оформление делится на системы одинарного и двойного действий. Система одинарного действия характеризуется возбуждением звука, идущего к слушателю, посредством только одной стороны диффузора (излучение другой стороны нейтрализуется акустическим оформлением). Система двойного действия подразумевает использование в формировании звука обеих поверхностей диффузора.

    Поскольку на высокочастотные и среднечастотные динамические головки акустическое оформление колонки практически не влияет, мы расскажем о наиболее распространенных вариантах низкочастотного акустического оформления корпуса.

    Очень широко применима акустическая схема, получившая название «закрытый ящик». Относится к нагруженному акустическому оформлению. Представляет собой закрытый корпус с выведенным на фронтальную панель диффузором динамика. Достоинства: хорошие показатели АЧХ и импульсная характеристика. Недостатки: низкий КПД, необходимость в мощном усилителе, высокий уровень гармонических искажений.

    Но вместо того, чтобы бороться со звуковыми волнами, вызванными колебаниями обратной стороны диффузора, их можно использовать. Наиболее распространенным вариантом из систем двойного действия является фазоинвертор. Представляет собой трубу определенной длины и сечения, вмонтированную в корпус. Длину и сечение фазоинвертора рассчитывают таким образом, что на определенной частоте в нем создается колебание звуковых волн, синфазные с колебаниями, вызванными фронтальной стороной диффузора.

    Для сабвуферов широко применяется акустическая схема с общепринятым названием «ящик-резонатор». В отличие от предыдущего примера диффузор динамика не выведен на панель корпуса, а находится внутри, на перегородке. Сам динамик непосредственного участия в формировании спектра низких частот не принимает. Вместо этого диффузор лишь возбуждает звуковые колебания низкой частоты, которые потом многократно увеличиваются по громкости в трубе фазоинвертора, выполяющего роль резонансной камеры. Достоинством этих конструктивных решений является высокий КПД при малых габаритах сабвуфера. Недостатки проявляются в ухудшении фазовых и импульсных характеристик, звучание становится утомляющим.

    Оптимальным выбором будут колонки среднего размера с деревянным корпусом, выполненные по закрытой схеме или с фазоинвертором. При выборе сабвуфера следует обратить внимание не на его громкость (по этому параметру даже у недорогих моделей обычно имеется достаточный запас), а на достоверное воспроизведение всего диапазона низких частот. С точки зрения качества звучания, наиболее нежелательны колонки с тонким корпусом или очень маленьких размеров.

    Доработка акустики своими руками.

    У вас на руках есть пара колонок, а может и не пара. Активных либо пассивных. Напольных или полочных. Может быть вообще сабвуфер, а не колонки.

    Данная статья поможет вам узнать о способах улучшения качества звучания вашей акустики без лишних затрат. Будут описаны самые эффективные методы доработки акустики, которые легко воплотить в жизнь своими руками. Это можно назвать шлифовкой того, чего не смог воплотить производитель, в силу целесообразности производства и его окупаемости.

    Все инструкции и советы из данной статьи, подойдут для любой акустики с фазоинвертором, включая сабвуферы и напольные колонки. Многие советы также подойдут и для акустических систем другого типа.

    Итак начнём.

    Обивка корпуса звукопоглощающим материалом и укрепление конструкции.

    Сначала выясним, для каких целей производится данная процедура.

    Вскрытие колонок.

    Разобрать колонку очень просто.

    Если это активная акустика, то на активной колонке нужно открутить усилительный блок сзади, который прикручен на шурупах.

    Вынимать блок нужно очень аккуратно, без резких движений. Если есть штекеры, которые отстёгиваются, отсоедините их и положите усилительный блок рядом, не перетягивая при этом провода. На пассивных колонках – нужно просто открутить шурупы на СЧНЧ динамике и осторожно вынуть его не повредив провода.

    *Все эти операции нужно проводить аккуратно и без резких движений, во избежание повреждения проводов и схем.

    Укрепление корпуса.

    Эту модификацию стоит проводить, если вы сомневаетесь в прочности конструкции вашей акустики и внутри корпуса нет дополнительных конструкций жёсткости (укрепляющих планок, «пробок» на стенах, стяжек между стенами). Почти всегда, колонки нуждаются в дополнительном укреплении.

    Для данной процедуры потребуются небольшие 1х1 — 1х2см брусья и резиновый клей. Брусья будем приклеивать вдоль углов , на которых нет брусьев, что укрепит прилегание боковых стенок друг к другу. Отмеряем и отрезаем, прикладываем и прикидываем, намазываем обильно клеем брус и место, к которому он будет приклеиваться. Обклеиваем все углы, на которых производитель сэкономил дерева. Естественно используем брусья как распорки, а не просто клеем.

    Так же стоит проложить балки вдоль длинных стенок колонки, если таковые отсутствуют. Как показано на рисунке, либо по диагонали. Балки должны плотно прилегать по краям.

    Ещё желательно сделать горизонтальные распорки между стенками, это значительно укрепит конструкцию. Особенно актуально для крупных АС с длинными стенками (к примеру Microlab Solo 7 ).

    После данной процедуры, мы получаем более крепкую конструкцию, которая создаёт меньше резонанса стенок, а также меньше вибраций при микро-трении и прикосновении стенок друг к другу.

    Для проведения данной процедуры, нам потребуется двусторонний скотч и звукопоглощающий материал .

    Для какой цели это делается.

    Всё это действо, проводится с целью уменьшить отражение звуковых волн от корпуса акустики с фазоинвертором. Если этого не сделать, то часто вместо баса, из него будут вылетать непонятные гудящие и свистящие звуки. Обивка даёт более ровный и сбалансированный бас , который становится более мягким и лучше различимым на слух. Она убирает гудящие, резонирующие звуки, которые возникают в корпусе акустики из-за столкновения звуковых волн. Это так же, позволяет немного расширить нижний диапазон воспроизводимых частот.

    В качестве звукопоглотителей , лучше всего подходят такие материалы как синтепон (можно найти на любом вещевом рынке, а можно найти и в старой куртке 🙂 ), войлок , рулонная вата или самый интересный материл – вата , звукопоглощающая – типа “URSA ”, к тому же она негорючая. Только не утеплительная стекловата из кварцевого песка, а домашняя для установки перегородок. Если достать данные материалы проблематично, в крайнем случае можно использовать рулонный поролон , достать который можно в любом ХозМаге . Но всё же его использование, крайне нежелательно. Не забываем, что синтепон, войлок, вату перед проклейкой нужно распушить.

    Для начала, вынимаем тот звукопоглощающий материал, который положил во внутрь производитель, если таковой имеется.

    Что мы делаем.

    1) Проклеиваем двусторонним скотчем, как можно большую площадь внутри колонки, насколько это возможно. Сразу же отклеиваем защитную бумагу.
    2) Вырезаем или растягиваем звукопоглощающий материал так, чтобы голые стенки были полностью закрыты, в том числе (особенно) углы.
    3) Прокладываем материалом все полости, чтобы деревянные стенки были полностью запечатаны. Толщина слоя, должна быть не более 2 см, иначе это может значительно уменьшить объём внутри корпуса, что не лучшим образом скажется на глубине басовой составляющей.

    Предупреждение.

    В местах, которые нагреваются, лучше не перебарщивать. Это касается мест рядом с трансформатором и блоком усилителя. Между ними, и звукопоглощающим материалом лучше оставить пустое пространство в 1-2 см. Поэтому, лучший материал – это негорючая звукопоглощающая вата типа « URSA », которая к примеру, может остаться после ремонта. Её можно использовать без ограничений.

    Нужно стараться закрепить материал как можно тщательней. Ведь вы не хотите, чтобы при больших движениях масс воздуха внутри корпуса, вата или синтепон скакали внутри или ещё хуже – вылетали из фазоинвертора 🙂

    Доработка фазоинвертора.

    Для уменьшения дребезжаний и возможного свиста из фазоинвертора, стоит сделать 2 вещи.

    1. Обмотайте фазоинвертор звукопоглощающим материалом, по типу «шуба» одним слоем. Оставьте 1 см голого пространства на конце фазоинвертора. Плотно закрепите «шубу» тонкими резинками, обмотав их вокруг фазоинвертора, как показано на рисунке выше.

    2. Ровно отрежьте кусачками, любые защитные решётки внутри трубы фазоинвертора. Пользы от них никакой, а вот лишних призвуков и свистов – очень много. Если на конце наклеена сеточка, то её так же лучше удалить. Это позволит воздуху проходить легче, что увеличит общую скорость реакции динамика.

    Установка акустики на шипы.

    Попробуйте при воспроизведении музыки нажать на динамик на некоторое время. Вы услышите, что он зафальшивит и проглотит добрую половину частот. Происходит это потому, что палец поглощает вибрации, не давая динамику отдать их в воздух.

    Корпус колонки – это продолжение динамика. При соприкосновении с полом, столом, полкой или другими вещами, корпус колонки отдаёт часть своих вибраций этим предметам, как в примере с пальцем.

    Для того, чтобы акустика качественно отдавала в воздух звуковые волны, физически не рассеивая их об пол и предметы с которыми она соприкасается создавая искажения, применяются шипы.

    Шипы крепятся как ножки . Для этого, на нижней стенке просверливаются 4 небольших отверстия (не сквозных), в которые они вкручиваются. Купить их можно во многих магазинах бытовой электроники, где продаётся акустика и аксессуары к ней, или же заказать через интернет. Под акустикой с шипами, должен быть твёрдый материал – керамическая плитка, паркет или другой. Главное чтобы ножки имели как можно меньшее с ним соприкосновение и не утапливались .

    Принцип действия шипов заключается в том, что они сильно уменьшают площадь соприкосновения колонки с поверхностью, на которой она стоит. Благодаря этому, звуковые волны которые подаются на корпус начинают звучать, а не угасать о пол, паркет или полку. Искажения сводятся к минимуму, басовая составляющая становится более различимой на слух и гораздо более детализированной.

    Важное примечание.

    Шипы, имеет смысл использовать для акустики с приличным весом и приличного размера. Шипы стоит использовать преимущественно для напольной акустики весом более 12 кг. Или для сабвуферов весом 5 кг и более. В более мелкой акустике эффект будет, но не такой заметный.

    Замена проводов на усилительной части акустики. Для активной акустики.

    Часто, производитель экономит на таких вещах как качество проводов от кроссовера до динамика и от платы до кроссовера. Толщина, как и качество провода – напрямую влияет на качество звучания. Чем толще провод, тем глубже бас и отчётливей средние частоты. Данную модификацию в первую очередь стоит проводить на сабвуферах, из-за большей энергии, которая течёт по этим самым проводам.

    1. Подбираем подходящий провод на замену, естественно медь самого высокого качества что есть в наличии. Желательно не ВВГ (цельный), так как сигнал при прохождении через такой провод меняется. Лучше взять жилу ПВС (плетёный) из бескислородной меди. Толще не всегда лучше, нужно что то среднее, в зависимости от мощности акустики.

    2 . Отпаиваем и отрезаем старые провода. Если на другом конце кронштейн, то по возможности припаиваем провода к самим клеммам на плате. Если это невозможно, отрезаем кронштейн под корень, вынимаем клемки, припаиваем к ним провода и вставляем обратно в кронштейн. Так же обматываем клеммы динамика и кроссовера и обильно пропаиваем. Пропаивать ОБЯЗАТЕЛЬНО!

    3. Убеждаемся в качестве пайки.

    Так же стоит обратить внимание на соединительный провод между колонками.

    Производитель, редко подсовывает что-то толковое. Лучший вариант из самых доступных – плетёный провод с прозрачной изоляцией, которыми комплектуются, к примеру — SVEN Royal или Microlab SOLO 6 и выше.

    Подобный провод, можно так же купить в магазинах электрики. Это как недорогой вариант замены хлипких проводов, которые идут в комплекте с акустикой. Для напольных вариантов, лучше всего подойдут акустические провода с более толстым сечением и более качественной, бескислородной медью. Такие можно купить в любом магазине, где продаются домашние кинотеатры, или же на рынке электроники.

    Пара слов о проводах от источника звука к акустике.

    Провода, которые идут от источника звука к колонкам (обычно тюльпаны) или ресиверу, должны быть хорошего качества.

    Очень желательно, чтобы они были экранированы от помех линий питания, сотовых сетей и радио. Для этого, производители проводов оборачивают их слоем фольги, либо оплетают алюминиевой или медно нитью. Отличить их несложно — они значительно толще, чем не экранированные. Так же, качественные провода, должны быть с позолоченными штекерами для меньшего сопротивления и меньших потерь сигнала на штекерах. Купить такие провода можно на радио рынке либо в магазинах, где продаются домашние кинотеатры.

    Примечание.

    Для того чтобы от смены проводов был ощутимый эффект – советуем производить их замену на акустике с ценовой планкой 100$ и выше (для 2.0). Либо, если используемый производителем провод действительно плохого качества.

    Используйте сетевые фильтры.

    Хорошие сетевые фильтры, которые оборудованы высокочастотными подавителями , неплохо умеют убирать так называемый белый шум и другие помехи, вызванные некачественным питанием и помехами в сети.

    Зачастую, в схемах встроенных усилителей, не бывает качественной схемы подавления помех, что приводит к искажениям , шуму из колонок и разным звукам, когда начинает работать холодильник либо электро — розжиг газовой плиты у соседей 🙂

    Помните то, что дешёвые фильтры – никак не спасут вас от помех. Такие способны защищать технику от импульсных токов, которые возникают к примеру при ударе молнии в проводку, и только.

    В фильтрах, которые нам нужны – должен быть подавитель (фильтр) высокочастотных помех. Они также бывают полезны для ресиверов и усилителей, как для защиты, так и для лучшей помехоустойчивости.

    Хорошие фильтры делают компании ZiS Pilot (начиная с серии GL ), APC .

    Если колонки гудят или из них идёт посторонний звук.

    Причины обычно две:

    • Некачественный источник сигнала, либо кабель.
    • Некачественные входные конденсаторы во встроенной усилительной части (если колонки активные).

    В первом случае , нужно проверить кабель, посмотреть вставлены ли разъёмы полностью в штекера и проверить целостность кабелей. Также нужно отвести провода от других, особенно от кабелей питающей сети и радио , так как они создают вокруг себя магнитные поля.

    Во втором случае , нужно вскрыть колонку с усилительной частью. Обычно она тяжелее и имеет радиатор.

    Далее нужно найти конденсаторы схемы фильтрации питающей сети. Обычно их два и они самые крупные. Их стоит выпаять и заменить на новые, качественные и с большим максимальным напряжением и ёмкостью. Также стоит посмотреть не вздулись и не потекли ли (коричневая или жёлтая засохшая жидкость рядом) другие. Если да, то на замену без раздумий.

    Также можно заменить и другие крупные конденсаторы, так как на мультимедиа акустике качеством они не выделяются.

    Другие полезные советы по улучшению качества звука вашей акустики, без каких то модификаций.

    Правильная расстановка акустики.

    Для достижения максимально возможного качества звучания, акустику нужно правильно расставлять по комнате.

    От правильной расстановки акустики зависит 30% успеха в достижении правильной звуковой картины.

    _________________________

    1. Высокочастотные динамики (ВЧ ) – должны быть на одном уровне с ухом слушателя для лучшего позиционирования в пространстве.

    2. Порт фазоинвертора ничем не должен быть закрыт . Расстояние от стены или другого препятствия должно быть более 15 см, чтобы низкие частоты не терялись на выходе и ничего, не препятствовало их распространению по комнате.

    3. Передние динамики должны быть расставлены на 30 градусов , от точки взгляда слушателя и направлены строго на него.

    Задние, на 30 градусов от боковой точки слушателя (от 90 градусов ) Только в этом случае обеспечивается лучшая глубина звуковой картины.

    4. Оптимальное расстояние , на котором должны стоять динамики от слушателя – 2 метра для напольных колонок и 1 метр для полочных .

    5. Исключите посторонние источники звука . Это может быть открытое окно, не тихий системный блок и так далее. Все эти звуки – мешают восприятию звука и могут даже великолепный звук – сделать неразборчивым и мало детализированным.

    Заключение.

    Ещё раз повторим действия:

    1. Укрепить общую конструкцию.

    2. Обить корпус звукопоглощающим материалом внутри.

    3. Доработать фазоинвертор.

    4. Установить акустику на шипы.

    5. Заменить провода внутри и снаружи на более качественные. Подключить через хороший сетевой фильтр.

    6. Правильно расставить акустику, исключить источники шума.

    7. Слушать.

    Большинство данных советов, подойдут как для активной акустики, так и для пассивной.

    Творите и удивляйтесь, как лучшую сторону изменяется звучание.

    Удачной модификации!


    Дмитрий Кабанов: Мы уже раньше обсуждали различные аспекты озвучки помещений и делали это зимой, когда обсуждали влагонепроницаемые колонки, устойчивые к выпадению снега. Сейчас уже почти осень, пошел дождь, и стоит вернуться к этой теме.

    Тимофей Шиколенков: Хорошая тема. Но прежде поговорим о теме смежной, которая с нами каждый день – поговорим про аппаратуру, звук в публичных местах . Приходя в бар, порой видишь на стойке магнитофончик, почти кассетный центр, играет радио. Бывают случаи: приходишь в недавно открывшееся заведение, в котором делали красивый ремонт и при этом купили какую-то непонятную аппаратуру и поставили на стойку. Эта странность меня всегда удивляла.

    Вторая вещь, которая удивляет, правда, реже: в некоторых помещениях, где обычно используются потолочные колонки – на больших пространствах они практически не занимают места и делают равномерную озвучку – вместо специальных встраиваемых акустических систем ставят автомобильные динамики.

    Дмитрий: Поняли, что на полочку ставить магнитофон не нужно, купили какой-нибудь центр 5.1, 2.1 и решили распределить это все по углам на потолке.

    Тимофей: Я видел даже ситуации, когда [в публичных помещениях] ставили автомобильную магнитолу с трансформатором и подводили провода к автомобильным колонкам, расположенным на потолке. Люди не понимают, что автомобильные акустические системы предназначены для того объема, который вмещает в себя корпус автомобиля.

    Важно понимать, что для каждой акустической системы очень важным фактором является акустическое оформление, то есть то, в каком ящике, корпусе она находится.

    Дмитрий: Представляю кафешку размером со средний седан. Здорово было бы посидеть.

    Тимофей: Маловероятно. Люди пытаются изобретать велосипед. Наверное, они руководствуются тем, что профессиональное оборудование, а слово «профессиональное» всегда всех пугает, дорогое. Профессиональные акустические системы, которые предназначены для озвучки, фоновой музыки, стоят дешево.

    Есть такие варианты акустических систем: небольшая колонка, потолочная или настенная, стоит около тысячи рублей. К ней нужен усилитель. В таких случаях обычно используют гибридные устройства, микшер-усилители. Это одна коробочка, которую можно поставить в стойку или другое удобное место.

    Профессиональное оборудование предназначено для работы 24/7 – круглосуточно на протяжении длительного времени. Бытовая аудиотехника не рассчитана на такое использование, не умеет и не должна так работать. У нее есть определенный, конечный срок службы и условия эксплуатации.
    При этом усилитель нужен в любом случае. Может, автомобильное оборудование людям кажется наиболее знакомым, и [поэтому] они его ставят.

    Аналогична ситуация, когда в офис покупают [домашний] принтер, предназначенный для небольшого объема печати, и печатают на нем с утра до вечера. В течение гарантийного срока принтер ломается, а работники не понимают, что же произошло. Хорошо еще, что в течение гарантийного срока, а не на сутки позже. Устройство не предназначено для эксплуатации в таком режиме.

    Возвращаясь к теме аудио: непонятен экономический аспект, он не оправдан. Та же автомобильная магнитола стоит денег, ее нужно еще приспособить к работе вне автомобиля.

    Дмитрий: Она будет дороже, и ее надо крепить, а это не предусмотрено конструкцией.

    Тимофей: По деньгам получится то же самое. Вопросы надежности, стабильности работы, громкости тоже важны. Давно хотел поговорить про громкость. Все любят измерять громкость в Ваттах, хотя это единица измерения мощности. И люди думают, что чем большая цифра написана на колонке или усилителе, тем громче.

    Конечно, эти величины в какой-то степени сочетаются между собой, но громкость измеряется не в Ваттах. Громкость измеряется в Децибелах – это звуковое давление. Это первичная величина, в которой измеряется громкость.

    В профессиональном оборудовании в описании характеристик акустических систем всегда указывается звуковое давление. Это очень важно. Для понимания того, какие цифры могут быть там указаны: десять децибел – это тихий шепот, шелест листьев, пятьдесят децибел – звуковое давление, которое мы создаем при спокойном разговоре.

    В наушниках или колонках звуковое давление другое. Семьдесят-семьдесят пять децибел – это крик, девяносто децибел – вагон метро мимо нас проезжает. Сто двадцать децибел – болевой порог, более человек может не вынести.

    Если мы хотим озвучить помещение, в котором сидят и работают люди, это должна быть тихая музыка. Если это система оповещения… в английском языке есть такое словосочетание «public address», на русский это можно попробовать перевести как «трансляция», «радиотрансляция», «система оповещения». Просто в русском языке нет такого словосочетания.

    Дмитрий: Это похоже такую систему, какая была раньше в [западных] университетах, когда включается какое-то объявление или транслируется местная локальная радиостанция. Что-то в таком духе.

    Тимофей: Это то же самое, что и квартирные радиоточки, то есть розетки, в которые включается громкоговоритель. Возвращаясь к мощности: больше 85 децибел в помещении, где сидят люди, которых нужно оповестить, быть не должно, а музыка должна быть еще тише. В профессиональной акустике обычно указывается звуковое давление на расстоянии 1 метр при мощности в 1 Ватт.

    Переходим к мощности. Если мы берем небольшие потолочные или настенные колонки, в которых максимальное звуковое давление – 92 децибела, то есть больше, чем нам необходимо, то получается, что при 1 Ватте мы уже получим то, что нужно.

    Дмитрий: Получается, что не нужно покупать усилители на 100 Ватт и тратить на это кучу денег.

    Тимофей: Возникает второй вопрос: почему такое оборудование рекомендуется использовать? Очень просто рассчитать мощность. Если на усилителе указана мощность, например, 100 Вт, это значит, что мы можем подключить к нему сто колонок мощностью по 1 Вт. В профессиональном оборудовании редко применяются маркетинговые «штучки». «Приписали лишний ноль, и сразу все побежали покупать, такое громкое, такое мощное», – там такого нет.

    Если на системах Public address написано, что мощность колонки 2 или 3 Вт, 5 или 20 Вт, значит, так оно и есть. Колонка рассчитана на такую мощность, которая будет подана с усилителя. Громкость зависит от помещения и расстояния – это мы уже проговорили.

    Еще одно преимущество таких систем: эти системы позволяют использовать достаточно длинные кабели, можно передавать звук на большие расстояния – несколько сотен метров. Получается что-то среднее: с одной стороны профессиональное применение, с другой стороны – не совсем бытовые.

    Дмитрий: Учитывая, что кабель кладется по стенам, а помещение может быть большое, озвучка пятидесяти квадратных метров потребует десятки метров кабеля.

    Тимофей: Конечно, и это очень удобно. Почему? Традиционные Hi-Fi системы требуют к каждой колонке протягивать свой отдельный кабель, это данность. В случае с системами Public address этого не требуется. Можно подключать параллельно большое количество колонок, столько, сколько нужно.

    Интересно, что на таких колонках есть переключатель мощности, то есть, условно, регулятор громкости для каждой колонки. В баре, ресторане, там, где находится касса, нужно, чтобы звучание было тише, при этом колонки могут быть одинаковые.

    Дмитрий: Можно физически ограничить [мощность, подаваемую] на эти колонки…

    Тимофей: Да, именно на эти колонки без каких-то регулировок в усилителе. А на усилителе есть общий регулятор громкости и, соответственно, в каких-то зонах мы можем сделать тише, в каких-то – громче. При этом будет меняться мощность, которую надо будет рассчитывать, исходя из возможностей усилителя.

    Хорошо бы сделать небольшой запас мощности, чтобы усилитель работал не на пределе. Если мы покупаем 35-ти Ваттный, 50-ти Ваттный усилитель, то это реальные и достаточные цифры, это мы уже обсудили.

    Дмитрий: Давайте поговорим о ценах.

    Дмитрий: Мы физически можем ограничить мощность на определенных колонках, и если у нас есть какие-то старые системы от того, что мы уже использовали, например, старый музыкальный центр, можем ли мы задействовать частично эти колонки, помимо того, что мы докупаем?

    Тимофей: Ни в коем случае. Потому что основное отличие этих систем в том, что они повышают амплитуду примерно в пять раз при передаче. То есть в усилителе стоит повышающий трансформатор, а на это не рассчитаны никакие Hi-Fi и не Hi-Fi, то есть обычные бытовые акустические системы.

    В колонках стоит понижающий трансформатор, и динамик не работает в экстремальном режиме. Если подключить обычные колонки, которые на это не рассчитаны, какое-то время они будут работать на пределе и достаточно быстро выйдут из строя. Нет нужды использовать такие варианты. Одна колонка для такой профессиональной системы может стоить порядка тысячи рублей. Хорошая стоит две тысячи рублей, очень хорошая – три-четыре тысячи.

    Они могут быть разной мощности, но если это фоновая подзвучка, то, как правило, это системы потолочные либо настенные. Все зависит от того, как их расположить в помещении. Возможен вариант уличной системы, и все это подключается к одному усилителю.

    Дмитрий: Если мы возьмем маленькое кафе – это 50-70 тысяч рублей за всю аппаратуру?

    Тимофей: Нет. Двадцать, максимум тридцать тысяч рублей и то, если мы хотим построить что-то сверхкачественное. Если делать просто фоновый звук, то можно ограничиться двадцатью тысячами, включая влагозащищенные акустические системы на веранде. Странно, что люди пытаются решить проблему сложными путями, при том, что есть решение, которое стоит совсем недорого, и самое главное, простое в установке.

    Берется недорогой кабель, кладется вдоль стены, в нужном месте делается разрыв, подключается колонка, которая в этом месте ставится. Можно в любом месте добавить колонок, если есть запас кабеля. Не нужно тянуть сто кабелей к ста колонкам. Все это очень просто, удобно и долговечно.

    Дмитрий: Есть ли смысл думать о беспроводных решениях?

    Тимофей: Нет. Беспроводные решения существуют, но они бытовые. Это значит, что они не рассчитаны на длительную работу.

    Дмитрий: Мы разобрались с кейсом маленького кафе. Если у нас среднее и ближе к крупному кафе, то мы можем там наблюдать разделение на два, три сегмента, где, в том числе может использоваться какая-то мини-сцена для микровыступлений.

    Тимофей: Да, так часто бывает, поскольку все эти системы и микшер-усилители, как правило, многоканальные. Есть, конечно, одноканальные и их достаточно много, рассчитанных на несколько зон.

    При этом можно и громкость регулировать, и подключить микрофон. Естественно, они все идут с микрофонными входами: с одним, двумя, тремя, четырьмя, различными источниками. Можно различные источники посылать в различные зоны. Это все, опять же, делается один раз и дальше управляется в одном месте одним нехитрым устройством.

    Дмитрий: При необходимости можно вывести в самый дальний уголок и зону звук, который идет с микрофона от того, кто исполняет, либо наоборот убрать этот звук и направить туда музыку, которая не мешает людям наслаждаться тем, что они делают.

    Тимофей: Главное, чтобы эти планируемые зоны с самого начала были подключены к усилителю на разные выходы, то есть выходы разных зон. Если мы изначально сделали только одну зону, то не надо надеяться, что колонки сами поймут, какой звук им воспроизводить.

    Когда мы говорим об исполнении, о живом звуке, такие системы не годятся. Как правило, если мы говорим про рестораны и бары, то для сценического оборудования используется другая техника – микшеры, сценические большие профессиональные акустические системы. В заведениях, в которых есть одновременно дневная подзвучка, а вечером – сцена, возможно, дискотека, живое исполнение, используются две системы.

    Во-первых, это Public address, то есть подзвучка днем, а вечером – мощная профессиональная акустика, к корой можно подключать музыкальные инструменты. Такой вот гибрид.

    Дмитрий: Если сравнить с мелким кафе, насколько это решение будет дороже?

    Тимофей: Зависит от того, насколько там больше акустических систем, насколько различные нужны источники, например, простые усилители можно разделить по зонам. Взять микрофон: есть фоновая музыка, которая играет везде, и есть автоматическая функция приглушения музыки при начале какого-то оповещения, как только начинаешь говорить в микрофон. Как правило, это все.

    Если нужно сделать что-то больше, то можно поставить два микшер-усилителя и сделать две раздельные системы. Есть мультизональные, более серьезные микшер-усилители или отдельно усилители и микшеры. Простор для творчества неограничен. Все зависит от задачи. Главное сообщение, которое я хотел сделать для наших слушателей, состоит в том, что это очень просто.

    Мой знакомый, открывая кафе, обратился ко мне за помощью в области звука. За вечер мы все сделали. Больше времени ушло на сверление отверстий в стенах, чтобы крепить настенные громкоговорители. Кабель проложили очень быстро, там, где нужно подключили колонки.

    Дмитрий: Основной вывод: «профессиональное» – не значит, что дорогое, это значит – нужное для работы, и не такое сложное – не ракету собрать.

    Тимофей: Что касается профессионального – в этой сфере «профессионально», означает «недорого». И нужно понимать, что оборудование очень разное, и если колонка похожа на колонку, то это не значит, что она подойдет для любой задачи. Задачи разные, и их много.

    И если мы знаем, какое оборудование подходит для каких задач, то мы легко решаем их, не тратя много денег, вкладывая в будущее, потому что это будет работать долго, не требуя обслуживания. Это и надежность, и качество, и разумная трата денег, чего все и ищут.

    Дмитрий: Есть еще вопросы, которые часто задают те, кто хочет этим заняться?

    Тимофей: Можно поговорить про уличные вещи поговорить.

    Дмитрий: Что делать осенью и зимой?

    Тимофей: Бывает так, что люди покупают влагозащищенные динамики, а они очень разные. Есть стандарт, который описывает, какое количество влаги может попадать на акустические системы.

    Был случай, когда пришел клиент с пожеланием установить колонки в бассейне в воду. Не удалось выяснить у него, зачем же это, потому что слышно ничего не будет. К сожалению, не смогли ему помочь.

    А вообще, существуют различные классы и нужно понимать, что если это будет висеть на улице под крышей, и это будет влажная среда, непосредственно вода литься не будет, это одна система, если совсем открытое пространство – другая система, если сауна со стопроцентной влажностью – третья система.

    Дмитрий: Есть класс защиты от влаги, на который нужно обращать внимание.

    Тимофей: Надо посмотреть в описании, для какого применения используется данная акустика.

    Дмитрий: Если вспомнить системы, которые выглядят в виде напольных камней и прочее. Насколько это стоит применять на улице?

    Тимофей: Есть такие очень интересные и красивые ландшафтные решения. Надо внимательно читать, для какого они применения, внешнего или внутреннего. Если колонка выглядит как красивый камушек, то это не значит, что ее можно поставить на дорожке. Надо посмотреть, какого класса защита от влаги.

    Если предполагается, что колонка будет поставлена в низине, то аппаратура должна быть соответствующего класса, либо надо переориентироваться и поставить колонку в другое место. Принципиально ничего не изменится, плюс-минус полметра – не очень важно, а система будет более долговечной.

    Дмитрий: Есть ли моменты по ударостойкости? Случайные контакты с мебелью? Люди могут что-то задеть?

    Тимофей: Нет, как правило, все встраивается в потолок или вешается на стены или по углам. Ударопрочность применить здесь сложно. Акустические системы сделаны из пластика с различными элементами, бить по ним кулаками нельзя, конечно.

    Теги: Добавить метки

    © 2024 newcity55.ru - Строительный портал - Новый город