Корабли в бутылках. "Корабли в бутылках" А.Попов Как собирают кораблик в бутылке

Корабли в бутылках. "Корабли в бутылках" А.Попов Как собирают кораблик в бутылке

Что самое главное в отдыхе на курорте? Это не только отдых и развлечения, но и сувениры, которые будут напоминать о приятных моментах. Поэтому мы частенько заглядываем в сувенирные лавки, в поисках чего ни будь эдакого.

Корабль в бутылке это один из тех сувениров, который, не смотря на свой возраст существования на рынке, до сих пор вводит туристов в восторг. У многих сразу возникал вопрос, ну как можно засунуть такой большой корабль, в такую маленькую бутылочку.

Секрета нет, все это делается через горлышко бутылки. Здесь главное терпение, и при желании, вы тоже можете построить корабль в бутылке своими руками. И неважно для себя вы сделаете этот сувенир или в качестве подарка для друзей, главное это, то, что вы смогли его сделать своими руками, а следовательно такой подарок будет ценнее.

А если будет хорошо получаться, можно даже организовать дополнительный приработок, а реализовывать свою продукцию через сувенирные лавки.

В теории сборка корабля в бутылке выглядит следующим образом:

Первым делом необходимо прорисовать модель корабля, чтобы она по размеру поместилась в бутылке, при этом соблюдались его пропорции.

А теперь перейдем от теории к практике.

Из подходящего бруска дерева, лобзиком, вырезается корпус будущего корабля. После чего наждачкой шлифуем поверхность и доводим очертания корпуса до оригинала.

Обязательно проверяем, проходит ли корпус корабля в горлышко бутылки. При этом не стоит забывать, что сверху палубы будет еще крепиться мачта и реи, и они тоже должны пройти в горлышко вместе с корпусом корабля.

Мачты и бушприт изготавливаем из палочек для барбекю. Чтобы создать необходимое заужение на бушприте и мачте, зажимаем палочку в дрель и, приложив наждачную бумагу, снимаем лишнее.

В мачте сверлим отверстия диаметром 0,5мм. (тонкое сверло можно изготовить из куска проволоки, расплескав конец и заточив под сверло). Для крепления мачты с корпусом корабля, просовываем проволоку в нижнее отверстие мачты и сгибаем проволоку буквой П.

Здесь есть небольшой нюанс , первая мачта должна ложиться немного в сторону, иначе если первая мачта ляжет на вторую, то этот кораблик вы уже не засунете в бутылку.

Реи корабля можно изготовить из спичек. В основании реи делаем маленькое отверстие, чтобы можно было прикрепить нитями к мачте. Если просверлить отверстие это для вас проблема, можно поступить другим способом. У основания реи делаем бандаж, из нити оставив два конца, а чтобы бандаж не сполз, фиксируем клеем.

Из нитей натягиваем фордуны и штаги

Не забываем узлы ниток фиксировать клеем.

В процессе сборки, периодически необходимо проверять, проходит ли ваш корабль в горлышко бутылки.

Паруса были изготовлены из тонкой ткани - батиста. Клеим паруса непосредственно к мачте.

Корабль готов, теперь приступаем к изготовлению подставки для бутылки и подготовке самой бутылки.

Бутылку необходимо очистить от этикеток и хорошенечко промыть внутри, после чего даем бутылке высохнуть. Из-за жесткой воды, мы получим потеки как внутри, так и с наружи бутылки, но если снаружи потеки можем удалить тряпкой, то потеки внутри бутылки могут все испортить. Для этого наливаем в бутылку немного спирта и ополаскиваем ее. При необходимости можно намотать на конец проволоки немного ветоши, и промыть бутылку спиртом изнутри.

Имитацию воды в бутылке можно создать, используя замазку (оконную). Для этого оконную замазку смешиваем с масляными красками, до получения необходимого цвета.

– настоящая наука, которая была постигнута людьми несколько веков назад.

История ремесла

Принято считать, что впервые помещать в бутылки маленькие модели кораблей научились в Европе, примерно в XVII-XVIII столетии. Причем занимались таким ремеслом в основном моряки, которые не знали, чем занять себя в штиль во время дальнего плавания.

Традиционная игра в кости и распитие рома, как оказалось, было не единственной перспективой в таком случае, многих «морских волков» тянуло к прекрасному. Именно благодаря им возник данный вид ремесла и со временем достиг огромной популярности во всем мире.

– извечная и благодатная тема в искусстве, которая всегда находит отклик в сердцах. Кроме кораблей, в бутылки помещали целые композиции: сцены морских баталий, панорамы портов, модели и многое другое.

Главным условием было установить созданную модель в бутылку таким образом, чтобы не повредить и не разбить ее. Стоит отметить, что справиться с такой задачей могли только настоящие мастера, которые с ювелирной точностью создавали свои шедевры.

Способы изготовления кораблей в бутылке

Как и несколько веков тому назад, судомоделизм – это сугубо ручная работа. Для изготовления парусных корабликов в наши дни используются более современные инструменты и материалы, однако технологический процесс практически не изменился. Чтобы создать свой шедевр, придется много часов провести за кропотливой и сложной работой.

Современные мастера, как и их предшественники, знают несколько способов размещения парусника в бутылке. Самый простой из них заключается в создании складного кораблика, который помещается в стеклянную емкость в разобранном виде.

Мачту парусника аккуратно наклоняют и складывают вдоль корпуса, через горлышко устанавливают его в бутылке, затем бережно расправляют мачты с парусами с помощью специальных нитей, предусмотрительно выведенных наружу. Как только корабль принимает должный вид, все нити срезаются.

Есть и другие способы, гораздо более сложные. Мастера, занимающиеся подобным искусством, не ищут легких путей и всячески усложняют себе задачу. Чтобы разместить модели кораблей в бутылках, используются всевозможные хитроумные крепления и механизмы, системы невидимых ниток и магнитиков. Полученный результат неизменно вызывает восторг и удивление окружающих.

Корабли в бутылках и современность

Только избранные способны заниматься подобным ремеслом, посвящая ему время и отдавая силы. в бутылках собирают коллекционеры, их также можно увидеть в экспозициях разных музеев мира.

Многие люди всю свою жизнь увлекаются подобным хобби и даже делают его вполне прибыльной профессией. Одним из известнейших на планете мастеров данной отрасли признан Гарри Энг - обычный школьный учитель, который на протяжении жизни создал примерно 700 уникальных бутылок с самыми разными объектами внутри.

В довольно тесных стеклянных емкостях он ухитрялся разместить обычные садовые ножницы, навесные замки, колоды карт, небольшие книги и многие другие предметы. Его фирменной фишкой были завязанные внутри бутылки крупные , которые никак нельзя было протолкнуть через тонкое и узкое горлышко. В 1996 году этот удивительный мастер умер и унес с собой в могилу большую часть своих секретов.

Пиратский или романтический корабль в бутылке, окруженный рыбками, – прекрасный сувенир, который впечатляет и завораживает одновременно. Парусник в бутылке словно попал на современную полку со страниц приключенческого романа о морских разбойниках. Как делают модели кораблей в бутылке? Об этом в статье.

Старинный корабль из книжных историй

Изобретателем “бутылочных” кораблей стал обычный школьный учитель Гарри Энг. Он был полон идей и придумал, как изготовить уникальные сувениры. Его умелыми руками было создано большое количество подобных поделок, внутри которых были не только парусники. В бутылку попадали: корабли, книги, теннисные и бейсбольные мячи, навесные замки необычной формы.

Сегодня на прилавках магазинов большое количество подобных сувениров. У многих покупателей возникает вопрос, как засовывают корабль в бутылку. Кто-то долго вертит бутылку в руках, пытаясь понять секрет. Кто-то уверен, что бутылку просто разрезают, а затем склеивают. Они потом очень удивляются, если не находят никаких следов склеивания.

Но секрет довольно прост. И человеку, который любит делать что-то своими руками, не составит труда изготовить подобный сувенир. Эта интересная и творческая работа доставит большое удовольствие. Главное, понять, как корабль попадает в бутылку.

“Бутылочный” фрегат

Существует несколько способов, как засовывают в бутылку корабль. Рассмотрим наиболее популярные.

Первый вариант достаточно прост. Из материалов понадобятся:

  • стеклянная или пластиковая бутылка с широким горлом;
  • складная модель парусника;
  • нитки, шарнир;
  • декоративная крышка или пробка.

Кораблик можно приобрести в магазине (нужно выбирать модель со съемными деталями) либо сделать собственноручно. Важным условием является гибкость мачты, которую можно наклонять в стороны. Для этого в ее основание закладывают шарнир, обеспечивающий достаточную гибкость. К мачте крепятся нити такелажа. В сложенном виде кораблик беспрепятственно может пройти сквозь горлышко бутылки. Для наглядности все этапы работы показаны на картинке.

  1. Сначала нужно установить основание, к которому крепится кораблик. Затем аккуратно поместить судно внутри емкости и аккуратно потянуть за нити, чтобы мачта выпрямилась.
  2. Когда парусник примет надлежащее положение, нити обрезать. Осталось только закрыть крышкой или пробкой горлышко бутылки.

Простой способ сборки сувенира

Есть другой способ, как делают корабль в бутылке. В этом случае корабль не имеет гибкой мачты и является целостным изделием.


Мужчины – изобретатели корабля в бутылке

Многие увлекаются коллекционированием подобных подделок. Кто-то ждет их в качестве подарка, а кто-то понял, как засовывают корабль в бутылку, и мастерит такие модели самостоятельно. Более того, вместо парусника внутреннюю часть бутылки заполняют самолетами, автомобилями, поездами и другими элементами современной техники. В работе помогает сноровка и специальные инструменты.

Подобные сооружения с каждым годом становятся все великолепнее и сложнее. Совершенствуются способы изготовления, появляются новые модели.

Некоторые создатели поделок знают, как засовывают корабль в бутылку по частям. Они собирают его непосредственно в самой емкости при помощи длинного пинцета и магнитов. Этот способ является одним из самых сложных. Но и он под силу мастеру.

Прекрасный сувенир является превосходной идеей для подарка. Его используют для декора помещений, чтобы создать атмосферу таинственных приключений в дальние страны и романтических морских историй.

Инструменты, чертёж, корпус...


Что нужно для начала:
- смастерить/закупить инструмент;
- заготовить материалы.

По поводу инструмента.

Я долго пользовался самым простейшим, который изготовил из очень доступного в России материала - колючей проволоки. Порезал оную на куски, разогнул, снял колючки и получились заготовки длиной около 25 см. Из двух заготовок я сделал резачки - продольный и поперечный. Для этого ножовкой по металлу сделал пропил посредине и вдоль заготовки, а затем это место расплющил в , чтобы внутренние стенки пропила сошлись. В образовавшуюся щель я вставляю кусочек лезвия. Когда оно затупляется, я его меняю с помощью пассатижей. Из другой заготовки сделал универсальный инструмент - с одной стороны там шарик, которым можно формировать волны в бутылке, а так же что-либо придавливать, например, при склейке двух частей корпуса в бутылке. На другой стороне с помощью напильника сформировал загогулину с помощью, которой можно что-либо тянуть или наоборот толкать. Суперуниверсальный инструмент - проволочка для нанесения клея. Изгибается, так как вам необходимо.


Подставка на которой собирается готовая модель. Состоит из основания, сделанного из многослойной фанеры, "кочерги", и "стапеля", сделанного из алюминиевого П-образного профиля. В основании есть отверстия для кочерги, и она фиксируется болтиком, который закручивается с торцевой грани основания. Алюминиевый "стапель" используется для фиксации собираемой модели на подставке. Модель прикручивается к нему шурупом, и он сам в свою очередь прикручивается в подставке. "Кочергой" фиксируется мачта модели во время тяги рангоута. На фото более поздний вариант подставки, где основание состоит из непосредственно основания и крестообразной подставки. Эта конструкция, во-первых, позволяет регулировать высоту размещения судна, с которым работаешь, за счет болта, вкручивающегося в крестовину подобно крутящемуся стулу, во-вторых, она разборная. Думаю все более наглядно видно из фото. Я не претендую на то, что моя схема наиболее удобна, просто когда-то это было придумано, затем в процессе работы дорабатывалось и сейчас постоянно используется.
Некоторые другие приспособы уже обсуждались на форуме, но пока это барство.



Теперь о покупном. Конечно, я в основном затариваюсь в Москве, на вернисаже в Измайлово. Там есть торговцы мед. инструментом, а так же всякими фусечками для ювелирки и остальных шаловливых ручек. Нужны . Разные. Несколько. Позже останется пара любимцев, но пока нужно попробовать несколько. Пинцеты я немного доработал на точиле. В смысле сделал их поуже, чтоб удобнее было в бутылке работать. Там же в изобилии продают всякие резачки, длинные ножнички и зажимчики. Если бюджет позволяет, покупайте, чтоб два раза не бегать. Нужны также канцелярские ножницы, металлическая линейка, модельные ножи, кот. продаются в канцелярских товарах. Там же, на блошиных рынках или в ювелирных отделах, необходимо закупить . От 0,2 до 3мм. Основные у меня 0,35 - 0,45. Ими сверлятся отверстия для проводки нитей. Так же нужна или на худой конец куда эти сверла можно зажать.
Из желательного - . Конкретную марку советовать не буду, это у кого как с бюджетом. Удобен в работе гибкий вал и виброшлифовалка, подобная проксоновской PS - 12.
Нужен хороший свет (т.е. настольная лампа).
Очень желательно иметь .
О всяких увеличилках, бинокулярных очках и т.д. Сейчас этого очень много продается, и я раньше покупал всякие девайсы, но у меня лично ничего не прижилось и в работе этим почти не пользуюсь.



Теперь о материалах

Для начала нужно немного просушенной березы для изготовления подводной части корпуса, хотя вполне пойдет липа или сосна. Для изготовления палубы и надводной части корпуса очень хорошо подходят деревянные ученические линейки. Для изготовления рангоута нужен БАМБУК. Я его при любой возможности заготавливаю. Сейчас реально найти старые бамбуковые удочки или лыжные палки где-нибудь в сарае. Знаю, что некоторые используют зубочистки азиатские, а так же всякие изделия из бамбука - коврики, занавески и т.д. Так же нужен , клей моментальный () типа Момент обыкновенный и гель. Если планируем имитировать море, то я обычно применяю обыкновенную , она вполне доступна. Для изготовления бортов судна я использую обыкновенный картон от коробок типа из-под конфет и т.д. (Замечу, речь идет о простой модели начального уровня).
Естественно нужны . Темные (черные) для стоячего такелажа, светлые (бежевые) для бегучего. По поводу ниток читайте форум, там уже об этом говорилось.

Предварительные мысли о выборе бутыли.

Это для тех кто может себе позволить пропустить п.п 1 и 2. Можно использовать то что есть или то что нравится (Ну например бабушкин фамильный графин). Можно попытаться подобрать бутылку под задуманную модель. Критериев может быть несколько - внешние формы бутыли должны соответствовать пропорциям размещаемого в ней корабля (для относительно короткого брига или яхты не стоит использовать длинную литровую бутылку из-под вермута), так же учитывать соотношение размеров бутыли и диаметра горлышка - встречаются крупные бутыли из-под вина вместимостью более двух литров с узким "стандартным" горлышком, тогда корпус придется делить, к примеру, не на две, а на три или четыре части, что естественно очень усложняет работу.


В качестве прототипа для постройки модели я выбрал .

Это судно может быть рекомендовано для начинающих, так как оно не слишком сложно в постройке, но при этом достаточно увлекательно, прекрасно смотрится в бутылке и по нему можно найти достаточно много материала.
Итак, чертежи. Алгоритм работы с ними примерно следующий. Конечно их нужно сначала разыскать. Основных вариантов в начале два: покупка в магазине и скачивание из интернета. В дальнейшем появится и много других возможностей, но об этом позже. Сканируем имеющиеся чертежи. Редактируем и склеиваем их, получая общий вид модели, теоретический чертеж, чертеж палубы с расположением всего что на ней есть, схему парусности. Дополнительно желательно иметь чертежи , кормы, развертку борта. Все это в едином масштабе компонуем в один или два файла для последующей распечатки. Далее, исходя из параметров имеющейся бутылки, распечатываем чертежи в натуральную величину так, чтобы по ширине корпус проходил сквозь горлышко бутылки с некоторым запасом, а так же полные высота и длина модели соответствовали внутренним размерам бутылки. Чертежей рекомендую распечатать несколько, чтобы затем можно было что-либо вырезать и использовать как лекало или шаблон.
В итоге получилось вот что.

Это примерный вариант и вы можете использовать его для последующего редактирования.
Теперь, имея чертеж в натуральную величину, можно все размеры строящейся модели снимать непосредственно с него.
Предвижу, что вероятно кое-кто может возразить, что это слишком упрощенный подход (а как же 3D-модели, автокад, погрешности и т.д.). Так вот, я полагаю, что при наших масштабах можно себе позволить некоторые погрешности и упрощения. Более того скажу, при постройке упрощенной модели корабля в бутылке (например в качестве сувенира) для более эффективного заполнения объема бутылки можно немного "смухлевать" и с пропорциями, т.е. сделать корабль уже, чтобы он мог проходить сквозь бутылочное горлышко. Естественно при работе с серьезными моделями подобные шалости оставляем в покое.

Итак, продолжим. Из закромов Родины извлек бутылку. Питерского разлива был напиток. В сечении прямоугольник. Если положить бутылку на ее длинную сторону, то внутренняя высота этой бутылки составляет 85 мм, а диаметр ее горлышка - 18,2 мм (обратите внимание, что внутри горлышко как правило несколько сужается за счет утолщения стенок бутылки, и внутренний диаметр горлышка у самого его начала, как правило, несколько больше чем посередине горлышка). Это наши основные цифры. Появился повод пораскинуть мозгами на счет размеров модели. Откинем 10 мм на море. Остается 75мм, т.е. высота корабля от ватерлинии до клотика грот-мачты не должна быть больше 75 мм, оптимально будет, если она составит около 70мм. От 18 мм отнимем пару мм на зазор и получаем, что ширина модели не должна превышать 16,2 - 16,5 мм. Теперь открываем на экране монитора наш чертеж, берем в руку линейку и начинаем мудрить. С помощью опции увеличения доводим высоту изображения корабля от ватерлинии до клотика мачты до требуемых 70 мм. При этом ширина судна с наружной обшивкой оказалась около 18,3 мм - это для нас многовато. Если установить ширину равной требуемым 16,5 мм, то высота модели окажется равной 64 мм. Это вполне приемлемо, в итоге зазор между "потолком" бутылки и клотиком мачты составит чуть более 10 мм.

Именно так я и поступил - безо всяких шалостей отправил на печать, и в итоге на бумаге получил максимальную высоту модели (без подводной части) 66 мм, а ширину 17мм. Чтобы удостовериться, не слишком ли это широко, я вырезал из распечатанного чертежа план палубы с обшивкой и русленями и с помощью пинцета проделал то же что и ослик Иа в мультике "Винни-Пух", т.е. засунул вырезанный план в горлышко и высунул его, а так же посмотрел каков зазор между стенками, т.е. останется ли достаточно места сверху чтобы прошел сложенный рангоут. Результаты оказались вполне удовлетворительными. Теперь можно считать, что мы готовы приступить к непосредственному изготовлению модели.

Для начала берем деревянную ученическую линейку и расчерчиваем на ней имитацию палубного настила.
Теперь о палубе.
На распечатанном чертеже проводим две линии как на рисунке. Нас интересуют размеры a, b, c. Если есть необходимые станки и материалы, то можно сразу вырезать заготовку для палубы необходимой толщины. Для тех, кто пользуется дер. линейкой продолжаю. Для начала откладываем на заготовке длину палубы. Затем нас интересует величина с, которая характеризует погибь палубы. У меня она получилась немного более 0,5 мм. Сначала я выбрал ее резаком, а затем, зашлифовал наждачной бумагой, получив плавную дугу. Теперь резаком (я использую типа скальпеля, импортные лезвия к нему вполне доступны и стоят в два раза дешевле, чем те, которые продаются в магазинах хобби для обычных моделистских резаков со сменными лезвиями) проводим параллельные линии которые имитируют палубный настил. Расстояние между ними примерно 0,7 мм. Конечно это не в масштабе с шириной досок палубы, но если делать меньше, в итоге палуба окажется слишком темной.
Далее следует прием, знакомый всем редакторам стенгазет и глянцевых журналов. Затачиваем простой карандаш и начинаем на бумажку циклевать грифель. Полученную графитную пыль высыпаем на расчерченную палубу и втираем кусочком ткани или ватным тампоном. Чтобы закрепить частицы графита в швах я покрываю затем палубу слоем разбавленного лака для дерева. Верней, разбогатев, я просто купил в художественном салоне лак-спрей (315 руб. 400мл) и не парюсь с растворителями, кисточками и т.д.

После высыхания начинаем циклевать палубу, проводя по ней лезвием от канцелярского резака, поставленного под углом 90 град к палубе. Сняв верхний грязный слой, получаем палубу со швами. Сначала они будут толстыми, но по мере циклевки будут все тоньше и аккуратнее. В общем здесь нужна небольшая практика и терпение...

Получив, таким образом, расчерченную заготовку для палубы, накладываем сверху вырезанный с распечатанного чертежа шаблон плана палубы и обводим его. Теперь нас интересуют размеры a и b с упомянутого рисунка. Снизу нашей палубы-линейки необходимо подклеить еще одну заготовку (это может быть отрезок той же линейки или другая подобная планка или кусок шпона) и получить требуемую высоту палубы над ватерлинией с обоих концов. В нашем случае она почти одинакова. Затем после склейки по ранее очерченному контуру вырезаем деталь палубы.

Затем, с распечатанного чертежа из проекции "полуширота" вырезаем контур, который на чертежах называют КВЛ. Накладываем его снизу нашей заготовки и очерчиваем. Затем, поглядывая на проекцию "корпус" придаем с носа и кормы нашей заготовке очертания судна. Не забываем, что ширина заготовки по всему контуру должна быть с учетом того, что впоследствии на нее будут наклеены борта из картона, и она станет шире как минимум на 0,5 мм.
Опять накладываем шаблон палубы на готовую заготовку и, шилом или иглой, "накалываем" места расположения мачт, люков,шпиля и надстроек. В местах расположения мачт сверлим отверстия ок. 0,5 мм для проводки нитей, а в местах расположения люков сверлим три отверстия ок. 1,5-2 мм. Два крайние для штырей, которыми корпус будет крепиться к подводной части, среднее для шурупа которым корпус будет крепиться к подставке при сборке.

Теперь займемся изготовлением бортов. Возможно описание примерного алгоритма изготовления бортов из картона может показаться утомительным и сложным, тем не менее освоив эти действия практически, вы поймете, что на самом деле все не так уж плохо и, после нескольких запоротых заготовок, у вас получится все как надо. вполне приемлемого качества и с минимальными затратами времени.
Опять-таки отталкиваемся от распечатанных в натуральную величину чертежей. В работе не забываем, что у нас не раскладка борта, а лишь его проекция, так что с вертикальными размерами, оперируем смело, а вот с горизонтальными поаккуратнее, там будут искажения.
Картон можно использовать, например, от коробки из-под конфет или от любой подобной упаковки. Будет он немного толще или тоньше - решать вам. Вырезаем заготовку по длине и ширине примерно на 5-7 мм шире и длиннее чем проекция борта по ватерлинию. Готовую заготовку несколько изгибаем и прислоняем к нашей «палубе». Проведя остро заточенным карандашом вдоль верхней кромки палубы рисуем на заготовке борта так называемую бортовую линию палубы (см мудрые книги). Затем, измерив на чертеже расстояние от палубы до нижней кромки портов (у меня оно составило около 0,5 мм), сдвигаем вниз на это расстояние борт и параллельно первой линии рисуем еще одну кривую. Это будет линия нижних кромок орудийных портов. Затем замеряем расстояние от палубы до верхних кромок портов, откладываем его на нашей заготовке и проводим третью линию, параллельную первым двум. По ней и отрезаем ножницами все лишнее сверху. Затем прикладываем нашу заготовку к чертежу и размечаем положение орудийных портов. Сделав разметку, вырезаем порты, как это показано на фото. Затем из ватмана вырезаем лезвием узкую полоску по ширине близкую к толщине картона. Наклеиваем эту полоску сверху нашей заготовки и получаем почти готовый борт (но пока без планширя). Второй борт изготавливаем аналогично первому, используя оный в качестве шаблона для достижения полной симметрии. После этого борта можно покрасить изнутри. В данном случае в зеленый цвет. Далее наши борта необходимо приклеить к «палубе». Отмечу, что так как поверхность склейки представляет собой кривую плоскость, то лучше приклеить борт сначала в середине, а когда клей зафиксирует борт, поочередно приклеить нос а затем и корму. Необходимо следить, чтобы при приклеивании бортов противоположные порты находились строго друг напротив друга. Скорее всего у вас снаружи борта образуются некие складки - морщины. Их необходимо срезать острым лезвием или резаком и снова придать поверхности судна обводы идентичные теоретическим чертежам, а затем зашкурить очень мелкой наждачной бумагой те места где были срезы. Чтобы убрать образовавшийся на поверхности борта «бархат» я наклеиваю сверху полоску бумаги, идентичной кальке - при нанесении клея эта бумага становится несколько эластичной и хорошо облегает кривые поверхности. После того как все высохнет, срезаем все лишнее снизу. Затем наклеиваем прямоугольный кусочек картона в торец нашей палубы, из которого позднее сформируем корму.
Затем вырезаем раковины (см фото, можно из полоски все той же линейки). Эти раковины и каморки, расположенные напротив них изнутри борта, наклеиваем на свои места. После того как клей высохнет ножницами формируем очертания кормы.

Далее вырезаем из картона княвдигед и руль, и вклеиваем их в прорези в корпусе. Изготавливаем основание, к которому будет крепиться наш корабль в бутылке. Используем остатки нашей универсальной деревянной суперлинейки. Ставим на нее корпус модели и сверлим через раннее просверленные отверстия для штырей в палубе соответствующие им отверстия в заготовке для основания. Делаем из цилиндрической заготовки, заточенные с одной стороны штырьки и вклеиваем их в заготовку основания. Когда клей высохнет, соединяем корпус модели и отрезок линейки и, используя корпус в качестве шаблона, чертим на линейке очертания корпуса. Фактически это ватерлиния. По очерченной линии убираем резаком все лишнее, снова соединяем корпус и основание и окончательно выравниваем между собой эти два элемента. Теперь можно покрасить белой краской линию порта (вполне можно красить и весь борт, позднее черная краска будет ложиться на белую), а основание медной краской, имитирующей обшивку подводной части медными листами. Пока краска сохнет, займемся резкой лапши. Так я называю очень узкие полоски из бумаги. Отрезать такие полоски удобно при помощи лезвия и металлической линейки. Нам понадобится полоска из плотного ватмана шириной чуть более толщины картона, из которого сделан борт и длинной немного более двух длин фальшборта. Это будет планширь. Его следует покрасить со всех сторон черной краской. Так же нам понадобятся очень узкие полоски для элементов гальюна и кормы. Их лучше вырезать из тонкой прочной бумаги. для этих целей очень хорошо подходят чеки, например те которые выдают автоматы по оплате сотовой связи. Вырезав несколько максимально тонких полосок, красим их краской под золото или бронзу и так же оставляем сохнуть. Когда белая краска на корпусе высохнет, красим нижнюю его часть в черный цвет. Для того чтобы граница цветов была ровной, можно воспользоваться полоской малярного скотча, или сделать следующее: пропитать клеем ПВА отрезок черной хлопчатобумажной нити. Когда клей высохнет, нить станет жесткой подобно проволоке. Кусок такой нити нужно наклеить на борт как раз по нижней границе лини портов и после того как клей высохнет, можно красить модель. Так как модель достаточно мала, краску можно нанести кисточкой, а для более крупных моделей конечно лучше использовать аэрозоли или аэрограф.
Теперь займемся гальюном. Наклеим с каждой стороны по две окрашенные в золото полоски - кницы гальюна. В принципе эти полоски можно просто нарисовать тонкой кистью, но использование метода аппликации позволяет получить существенно более аккуратную модель.
Между ними просверлим якорные клюзы. Далее из картона вырезаем два клиновидных элемента - это будет обшитое досками пространство между креплением фигуры гальюна и верхним регелем. Можно так же вклеить элементы, имитирующие шпангоуты регелей. Здесь все зависит от ваших возможностей, и делать ли носовую фигуру, крамболы с кницами, якоря и т.д. - ваше решение. Я на этой модели делать этого не буду.
Теперь из узкой деревянной полоски вырезаем русленя и приклеиваем их на свои места (опять-таки для получения всякого рода относительно длинных полосок и брусков если у вас нет мини -циркулярки удобно использовать бамбук, он хорошо расщепляется на щепу и сделать ее можно очень тонкой). Если эта модель у вас пробная, и вы не уверены в своих возможностях, то русленя, а так же некоторые другие элементы можно и не изготавливать.
Русленя и элементы гальюна красим черной краской.

Теперь достаточно творческая часть работы - корма и раковины. Основное - имитация оконных рам и декора. Оконные рамы можно изготовить двумя способами - из тонких окрашенных в белый цвет волокон или проволочек методом аппликации «вручную», или же нарисовать на компьютере, распечатать на качественной но нетолстой бумаге, вырезать и наклеить. Первый способ я использую на дорогих моделях, где необходимо подчеркнуть именно ручной труд, второй способ дает более аккуратные результаты на моделях малого масштаба. Естественно, если вы намерены и впредь заниматься постройкой моделей кораблей в бутылках, имеет смысл нарисовать окна разных форм, с разным наклоном и расстоянием между ними и распечатать на одном листе с разными размерами. Затем просто вырезаете окна наиболее подходящего вам размера и используете на модели. Декор кормы имитируем частично с помощью, крашенной под золото «лапши», частично рисуем кистью. Нарисовать в таком масштабе что-либо конкретное достаточно затруднительно, поэтому можно ограничиться для начала какой-нибудь закорючкой. Сам процесс изображен на прилагаемых фото, так же в качестве примера привожу корму раннее построенных корвета «Оливуца» и фрегата «Паллада».

На сегодня все, смотрите продолжение нашего сериала...

2010
Бабкин Владислав

Немногие знают, что постройка моделей кораблей - очень древнее занятие человека. Уже на стоянках первобытного человека археологи находят модели примитивных лодок -детские игрушки. Модели судов имели тогда и культовое значение - их клали в могилы, надеясь облегчить умершему переход в иной мир.

Считается, что искусство постройки моделей кораблей зародилось в Европе в XVII-XVIII вв. Именно к этому времени относят и создание моделей кораблей в бутылках, хранящихся сейчас в некоторых музеях. Морякам, коротающим время на берегу, частенько приходилось «заглядывать в бутылку». Одному из них, по-видимому, и пришла в голову идея поместить туда модель корабля.

Могли ли корабли в бутылках появиться раньше указанного срока? До недавнего времени многие исследователи полагали, что нет, мотивируя это неумением древних стеклодувов делать сосуды, прозрачные настолько, чтобы можно было легко разглядеть их содержимое. И вряд ли кто-то захотел бы делать корабль в непрозрачной бутылке.

Вместе с тем, в последнее время появились данные, доказывающие обратное. На некоторых картинах старых мастеров можно заметить прозрачные бокалы и сосуды из стекла. Что это - фантазия художника или реальность? Кроме того, археологи все чаще находят осколки прозрачных стеклянных изделий, возраст которых насчитывает не одну тысячу лет. В древности стеклянные изделия стоили очень дорого и были недоступны простым людям. И все же нельзя полностью исключить того, что такая бутылка могла попасть к талантливому мастеру, способному соорудить в ней модель корабля.

Технология изготовления корабля в бутылке :

1. Цветную массу для имитации почвы и воды выдавливают в бутылку при помощи трубочки и палочки-штока.

2. Макеты домиков и маяка можно вырезать из плотного пенопласта и раскрасить.

3. Смазав основания домиков клеем, их помещают в бутылку приклеивают ко внутренней поверхности

4. Корпус макета корабля вырезают из липовой заготовки

5. В палубе вдоль бортов резачком делают канавки для последующего крепления нитей.

6. Тонким сверлом 00,3-0,5 мм в бортах модели (в местах канавок) делают отверстия для крепления нитей.

7. Зажимая деревянные палочки в патроне дрели, при помощи шкурки обтачивают заготовки мачт и рей.

8. Необходимые отверстия в деталях мачт делают тонким сверлом при помощи борма-шинки.

9. Мачты для удобства сборки устанавливают на листе пенопласта.

10. Для установки рангоута и крепления такелажа корпус модели размещают на стапеле.

11. Временно зафиксировать нити в нужном положении можно, если пропустить их через обыкновенный ластик.

12. Первыми на корабль устанавливают косое парусное вооружение.

13. Перед помещением модели в бутылку на стапеле проверяют легкость подъема рангоута и крепление такелажа.

14. При помощи канцелярских скрепок нити объединяют в функциональные группы концы нитей маркируют.

15. Модель со сложенный рангоутом должна свободи: проходить в горлышко буты.

Некоторые детали парусного корабля:

На первый взгляд, кажется, что парусный корабль опутан совершенно ненужной паутиной всевозможных канатов, тросов и веревок. Но это не так. За сотни лет создатели парусных кораблей довели их конструкцию до совершенства. Трудно поверить, но в оснастке парусника нет ни одного лишнего каната, ни одной лишней детали. Каждая снасть выполняет свою важную роль и имеет собственное название. Любой парусный корабль имеет рангоут и такелаж.

Рангоутом называют элементы, которые так или иначе служат для крепления парусов. Это мачты, реи, бушприт и их составляющие (рис.1). Такелаж предназначен для крепления рангоута и управления им (рис. 2,3). С его помощью удерживают в вертикальном положении мачты, поднимают и поворачивают реи.

Рис.1. Основные элементы рангоута "Парусника в бутылке"

Рис.2. Стоячий такелаж "Парусника в бутылке"

Рис.3. Бегучий такелаж "Парусника в бутылке"

Разумеется, это далеко не все. Однако именно перечисленные элементы больше других мешают (а иногда, наоборот - помогают) поместить корабль в бутылку.

Сборка модели корабля в бутылке

Эта работа не требует сложных инструментов и навыков. Необходимы только аккуратность и терпение. Начинать лучше всего с изготовления корпуса модели. Его вырезают из дерева, окрашивают в выбранный цвет и устанавливают все необходимые детали. При этом нужно следить за тем, чтобы модель свободно проходила в горлышко бутылки. Изготовление корпуса - очень важная часть работы. Несмотря на то, что корпус модели приходится делать уже, чем он есть на самом деле, все остальные детали по возможности изготавливают в точном соответствии с чертежом, соблюдая пропорции. Только так можно сделать хорошую модель корабля.

Секрет проникновения модели корабля внутрь бутылки заключен в конструкции ее мачт. В своем основании мачта имеет миниатюрный шарнир, позволяющий ей легко складываться вдоль корпуса корабля (рис. 4).

Разумеется саму модель корабля полностью собирают снаружи. Когда все будет готово: вырезан корпус, установлены мачты, прилажены снасти и паруса, мачты наклоняют назад и, в таком состоянии, будто птицу со сложенными крыльями, проталкивают сквозь горлышко бутылки (рис. 5).

Когда самая загадочная часть пути пройдена, остается с помощью нехитрого инструмента укрепить модель на донышке и, потянув за длинную нить (конец которой предусмотрительно оставлен снаружи), поднять мачты в вертикальное положение (рис. 6). Вот и весь секрет. Достаточно просто, не правда ли? Давайте еще раз, подробнее.

1. Делаем корпус модели так, чтобы он свободно проходил сквозь бутылочное горлышко. Проще всего вырезать его из куска дерева. Впрочем, здесь нет готовых рецептов. Каждый волен поступать по своему.

2. Устанавливаем мачты, не забыв снабдить их шарнирами. Существует множество различных шарниров, но прежде чем выбрать один из них, попробуйте придумать свою конструкцию. Может быть вам удастся изобрести что-нибудь оригинальное: ведь роль шарнира может выполнять тонкая пружинка, гибкая пластиковая трубка и многое другое. Сочетание иногда, казалось бы, несовместимых вещей дает поразительные результаты.

Проявите смекалку, но помните: шарнир должен быть как можно меньше заметен. Именно поэтому основные силы следует направить на поиск способа, позволяющего скрыть шарнир от глаз непосвященных. Например, окрасить мачту вместе с шарниром в темный цвет или одеть на мачту небольшой кусочек трубки, который свободно перемещаясь, закроет шарнир после того, как мачта займет вертикальное положение и т.п.

3. Прилаживаем такелаж, следя за тем, чтобы все нити, оттягивающие мачты вперед (как правило, это штаги), были достаточно длинными и не закреплялись окончательно на корпусе модели. Их пропускают в маленькие отверстия в бушприте или делают специальные петельки из проволоки или ниток (рис. 7).

Остальные детали такелажа: ванты, фордуны и брасы, как правило, не мешают складываться мачтам. Поэтому их можно закрепить жестко.

4. Ставим реи и паруса. Паруса лучше сделать из тонкой ткани, шелка или батиста. Затем нужно пришить или приклеить их к реям. Крепление рей к мачтам должно быть свободным, позволяя рее с парусом принимать любое нужное положение. В противном случае, сложив мачты вдоль корпуса, вы не сможете справиться с реями и они будут мешать so время проталкивания модели в бутылку. Проще всего привязать (не слишком туго) рею к мачте (рис. 8).

Начинающему моделисту для своей первой работы лучше выбрать простенькую шхуну, имеющую только косые паруса. При этом установка парусов и сама сборка корабля в бутылке не вызовет особых трудностей. Сложнее обстоят дела с парусниками, несущими большое количество прямых парусов. В этом случае, возможно, придется некоторые элементы бегучего такелажа проводить способом, аналогичным способу проводки штагов, то есть, пропустив сквозь отверстие в корпусе корабля, вытянуть их наружу (описываемый способ сборки корабля в бутылке и здесь позволяет получить неплохие результаты).

5. Подготовим посадочное место внутри бутылки. Не спешите проталкивать корабль в бутылку. Прежде необходимо позаботиться о том, как его там укрепить. Фантазия здесь не знает границ. Одни заливают дно бутылки импровизированным «морем», другие создают целые сцены с миниатюрным портом, домиками и маяками. Но для начинающего моделиста, не освоившего еще в полной мере все премудрости, рекомендую просто приклеить к дну бутылки деревянную планку, предварительно снабдив ее штырьками, которые не дадут корпусу корабля соскользнуть (рис. 9).

Подставку помещают внутрь бутылки и приклеивают к донышку (в этих условиях хорошо зарекомендовал себя эпоксидный клей).

6. Помещаем корабль в бутылку. Модель готова и стоит на вашем столе. Подставка приклеена к донышку бутылки (и клей успел высохнуть). Пора совершить самый ответственный поступок - протолкнуть модель внутрь бутылки. Аккуратно, стараясь ничего не повредить, наклоните мачты назад и уложите их вдоль корпуса. Расправьте снасти, следя, чтобы ничего не запуталось. Поместите сложенную модель в горлышко (кормой вперед) и начинайте потихоньку, не прикладывая большого усилия, проталкивать ее внутрь. Когда модель окажется в бутылке, прежде чем поднять мачты и расправить паруса, укрепите ее на подставке (не забыв смазать штырьки подставки клеем). Дождитесь, пока высохнет клей.

Теперь можно установить мачты в вертикальное положение. Начинайте потихоньку тянуть свисающие из горлышка нити. Если мачт на корабле несколько, лучше начинать подъем с дальней. Чтобы знать, какая нить за что отвечает, можно заранее пометить их, приклеив к каждой кусочек бумаги с номером (рис. 10). Не спешите, не старайтесь сразу, любой ценой поднять мачту или рею и мешать подъему. В этом случае ее следует освободить, воспользовавшись нехитрым инструментом.

7. Закрепление снасти. Ну вот, все мачты приняли вертикальное положение. Чтобы они не сложились вновь, их нужно закрепить. Для этого достаточно капнуть немного клея (можно воспользоваться клеем ПВА) в места прохода нитей сквозь отверстия кольца или петли (рис. 11)

8. Обрезаем нити. После того, как все снасти натянуты и закреплены капельками клея, лишние нити обрезают. Главное, как и во всем, что касается кораблей в бутылках, не спешить. Дайте клею высохнуть и лишь затем обрезайте нити. Для работы нужно соорудить специальный инструмент, состоящий их кусочка бритвы, укрепленного на конце длинной проволоки или стержня. Предназначенную для обрезки нить нужно натянуть и легонько провести по ней бритвой. Будьте предельно внимательны. Неосторожное движение может привести к повреждению снастей корабля.

Рис.4. В своем основании мачта имеет миниатюрный размер
Рис.5. Модель помещают в бутылку в сложенном положении
Рис.6. Потянув за нить, устанавливают мачты в вертикальное положение
Рис.7. Три варианта проводки нитей:проволочное кольцо, отверстие и петля из нитки
Рис.8. Реи можно просто привязать к мачтам
Рис.9. Подставка для крепления модели внутри бутылки
Рис.10. У сложной модели из горлышка в бутылке может выходить несколько десятков нитей одновременно
Рис.11. чтобы закрепить снасти достаточно капнуть немножко клея в места прихода нитей

9. Последние штрихи. Итак, модель практически готова. Все самое трудное уже позади. Можно вздохнуть свободно и поздравить себя с успехом но, нужно соорудить ей красивую подставку и закрыть отверстие бутылки пробкой. Но об одном хотелось бы предупредить. Не спешите сразу герметично закрывать бутылку. В процессе работы в ней накопилась влага. Если сразу закрыть отверстие, стенки бутылки могут запотеть. Подержите ее открытой неделю другую и лишь затем закупорьте. Но даже после этого избегайте попадания на бутылку с моделью прямых солнечных лучей. Немного влаги на ней есть всегда, и при неравномерном нагреве от может проступить на стенках бутылки.

А. Попов, г. Москва

© 2024 newcity55.ru - Строительный портал - Новый город