Численность полиции в рф. Кто после этого полицейское государство? Алексей, дальнобойщик, слушатель радио «КП»

Численность полиции в рф. Кто после этого полицейское государство? Алексей, дальнобойщик, слушатель радио «КП»

20.03.2023

Эффективность основной деятельности силовых ведомств — борьбы с реально существующей в обществе преступностью, регулирования миграции, перекрытия каналов поступления в страну наркотиков и даже в ряде случаев борьбы с терроризмом — оказывается крайне низкой

Несмотря на вовремя подоспевшие матчи Кубка Конфедераций, ставшие формальным поводом для очередных масштабных запретов на массовые манифестации, День России запомнится как праздник, во время которого суть России как полицейского государства заметна как никогда прежде. Да, силовиков у нас достаточно, но не много ли их? И не слишком ли велики траты на эти структуры, особенно с учетом качества их работы? Эти вопросы слышатся часто — так что давайте посмотрим на цифры.

В России сегодня 914 500 человек числятся в штате Министерства внутренних дел. Это третья по численности полицейская сила в мире (понятное дело, после Китая — 1,6 млн человек) и Индии (1,5 млн). При этом по числу полицейских на 100 000 жителей Китай (120 человек) и Индия (128 человек) отстают от России (623 человека) приблизительно в пять раз. Стоит заметить, что отстают от нас по этому показателю и все развитые страны: в США соответствующая цифра составляет 256 человек, в странах ЕС — от 300 до 360. Впереди, не считая экзотических островов и карликовых государств, только наши ближайшие друзья — Белоруссия и Сербия (и непонятно как в эту компанию попавший Южный Судан). Во времена «авторитарного» СССР в советском МВД состояло на службе 623 000 человек и показатель «полицейскости» был почти втрое ниже.

Не менее важен вопрос о том, во сколько обходится отвлечение от экономически полезной деятельности такого количества граждан, которым можно было бы найти другое применение. В 2016 году на нужды МВД было выделено 1,08 трлн рублей, или 1,26% ВВП. В США на полицейские силы, оплачиваемые практически целиком из местных бюджетов, тратится $134 млрд, или 0,72% ВВП. Приблизительно такой же показатель у Германии (0,7% ВВП), на чуть более высоком уровне (почти 0,9%) он во Франции. При этом если борьбу с демонстрантами в России можно признать достаточно успешной, то борьбу с преступностью — вряд ли. В 2015 году в стране было совершено минимальное количество убийств за многие годы — 11 700, но это дает среднюю цифру 80,3 случая на 1 млн жителей — против 49 в США, 10,5 во Франции и 8,4 в Германии. Иначе говоря, учитывая число насильственных преступлений и расходы на полицейские силы, эффективность охраны общественного порядка в Германии превышает российские показатели в 20 раз! Зато, конечно, ни у немецкого, ни у французского министров внутренних дел нет такого служебного самолета со спальней и апартаментами, какой заказало для «первого лица» российское МВД всего за 1,7 млрд рублей. Пусть зарубежные коллеги обзавидуются.

Однако, разумеется, МВД хотя и самая многочисленная, но не единственная силовая служба в стране. Обособленно от нее существует Национальная гвардия, насчитывающая до 400 000 человек, Министерство по чрезвычайным ситуациям с 289 000 сотрудников, Федеральная служба исполнения наказаний, в которой работает 295 000 человек, Федеральная служба безопасности с засекреченным штатом, оценки численности которого составляют обычно 100 000-120 000 человек, а с погранслужбой — до 200 000, Таможенная служба (около 70 000), Прокуратура и Следственный комитет (более 60 000), Наркоконтроль (почти 34 000), Миграционная служба (до 35 000) и ряд других менее многочисленных по числу работников агентств типа ФСО, ФАПСИ и им подобных). Я опускаю вопрос про армию, а также про вполне гражданские службы, часто (и не без повода) относимые к силовым, такие как Налоговая полиция, судейский корпус и т. д. Однако даже в таком «неполном» виде численность работников силовых структур в России не опускается ниже 2,6 млн человек.

С точки зрения общего количества занятых эта цифра выглядит исключительно большой. В тех же США, где все полицейские силы, Национальная гвардия, персонал Министерства национальной безопасности и Федерального бюро расследований не превышают 1,2 млн человек, силовики составляют всего 0,78% от общего числа занятых, которое в марте 2017 года превысило 153 млн человек. В основных европейских странах показатели колеблются от 0,68% в Германии до 1,05% в Италии, но в целом остаются ниже или в пределах 1% от общей занятости. В России, где общая занятость не превышает 75 млн человек, доля силовиков приближается к 3,5%, что в четыре раза превышает показатели для большинства развитых стран. Если сравнить эту цифру с другими отраслями народного хозяйства, то окажется, что она соответствует общему числу занятых во всех лечебных организациях страны, немного недотягивает до работников всех видов транспорта и почти в два с половиной раза превышает занятость в добыче всех видов полезных ископаемых. Для сравнения: в США показатели занятости в здравоохранении превышают численность персонала силовых структур в 14 раз.

Еще интереснее статистика преступности, которую указанные силовики призваны сдерживать. В России, по официальным данным, в 2016 году было зарегистрировано 2,13 млн преступлений, тогда как в США — 9,18 млн. Это означает, что в среднем на российского полицейского приходилось 2,33 зарегистрированного преступления, а на американского — 11,5. Учитывая, что число убийств в России было всего на 30% ниже американского показателя, расхождение в общем числе зарегистрированных преступлений более чем в четыре раза представляется, скорее всего, следствием разного подхода к их регистрации и возбуждению дел. Я могу ошибаться, но похоже, что даже та гигантская полицейская машина, которая сегодня создана в России, регистрирует (и, следовательно, признает такими, какие она может или хочет раскрыть) от трети до (в лучшем случае) половины всех совершаемых в стране правонарушений.

Следует также заметить, что в России, в отличие от той же Америки или Европы, огромное место в деятельности силовиков занимают экономические преступления, которые в американской статистике, например, отсутствуют как класс, поскольку налоговые службы и суды занимаются расследованием соответствующих дел без участия полиции — и в большинстве случаев без арестов и задержаний предпринимателей. Масштаб, который принимает расследование такого рода дел в России, беспрецедентен в современном мире и говорит о несоразмерном вмешательстве в экономическую жизнь. Мало того что российские правоохранители обходятся налогоплательщикам существенно дороже, чем в любой западной стране, но они также наносят им колоссальный вред, подчас парализуя работу даже крупных компаний. Это относится ко всему российскому госрегулированию. Например, Федеральная антимонопольная служба в 2015 году возбудила 67 000 дел о нарушении законодательства о конкуренции, тогда как аналогичные ведомства в США — 1400 за 10 лет (2006-2015). Делается это для того, чтобы в большинстве случаев выписать штраф, не превышающий 100 000 рублей.

Я осознанно не касаюсь ничего из того, что почти всегда оказывается в центре отечественных публикаций о нашей правоохранительной системе: коррупции, нарушениях закона и прав граждан, заинтересованности полицейских и иных силовиков в том или ином решении вопроса и т. д. Как только мы переходим на такой уровень, мы начинаем пытаться понять, прогнила ли система или нет, но на каждый негативный пример можно найти позитивный и наоборот, и ни к какому выводу мы, мне кажется, не придем.

Гораздо важнее другое. Сегодня российские силовые ведомства достигли, на мой взгляд, критического момента в своем развитии. За последние 15 лет они увеличились количественно более чем вдвое при сокращающемся в стране числе трудоспособных граждан. Их финансирование выросло более чем в 5,5 раза. Это привело к ряду положительных сдвигов, например к существенному снижению числа убийств и некоторых особо тяжких преступлений, однако на большинстве иных направлений успехов практически не заметно. Эволюция российских силовых структур привела, с одной стороны, к тому, что они стали par excellence гарантами сохранения нынешнего политического режима, а с другой — активными экономическими субъектами, выстраивающими свои собственные отношения с предпринимательскими структурами. Эффективность же основной их деятельности — борьбы с реально существующей в обществе преступностью, регулирования миграции, перекрытия каналов поступления в страну наркотиков и даже в ряде случаев борьбы с терроризмом — оказывается крайне низкой. Заявленное с этого года сокращение финансирования большинства силовых ведомств ставит крайне сложные вопросы, на которые у властей, на мой взгляд, нет ответа.

Опыт работы правоохранителей в большинстве стран указывает на то, что сила в их деятельности редко оказывается главной. Куда важнее профессионализм и эффективная организация работы самих полицейских, с одной стороны, и доверие к ним со стороны общества — с другой.

В России сегодня нет ни того ни другого. В значительной мере это стало следствием превращения силовых органов в огромную и растущую, богатую и богатеющую корпорацию. И поэтому кто бы ни повел Россию в будущее в 2018-м, 2024-м или каком-то еще далеком году, задача превращения силовиков в правоохранителей еще долго будет оставаться, пожалуй, наиболее значимой из всех.

Россия была признана самым полицейским государством в мире по соотношению количества представителей правоохранительных органов на 100 тысяч населения. Рейтинг был составлен на основе статистических данных управления ООН по наркотикам и преступности.

Растет количество полицейских. Почему они переживают понятно, из за этого им трудно развалить Россию и этим они оправдывают свой нулевой выхлоп. Дескать ну что мы можем сделать, против таких сил. Удивительно, но они врут в этом, как и во всем, на самом деле численность полицейских сокращается.

Товарищ с говорящей фамилией Иноземцев пишет

В России сегодня 914 500 человек числятся в штате Министерства внутренних дел. Это третья по численности полицейская сила в мире (понятное дело, после Китая - 1,6 млн человек) и Индии (1,5 млн). При этом по числу полицейских на 100 000 жителей Китай (120 человек) и Индия (128 человек) отстают от России (623 человека) приблизительно в пять раз. Стоит заметить, что отстают от нас по этому показателю и все развитые страны: в США соответствующая цифра составляет 256 человек, в странах ЕС - от 300 до 360. Впереди, не считая экзотических островов и карликовых государств, только наши ближайшие друзья - Белоруссия и Сербия (и непонятно как в эту компанию попавший Южный Судан). Во времена «авторитарного» СССР в советском МВД состояло на службе 623 000 человек и показатель «полицейскости» был почти втрое ниже.

Откуда взялась цифра 914 500 человек непонятно, еще большая загадка численность советского МВД в 623 000 человек. Цифры рождаются из головы, обычным заявлением, я типа эксперт. Вот скажи эксперт откуда ты это знаешь? знакомый таксист рассказал. Ты даже не знаешь штат МВД. Ни в каком году цифры 914500 не было.

Если зайти на сайт ООН и пройти по вкладкам crime and criminal justice statistics - Total Police Personnel и открыть табличку Всего сотрудников полиции на национальном уровне по годам в России, то мы увидим цифры полиции на 100000 населения. Там же дается число полиции



Откуда они берутся? Из ежегодного штатного расписания МВД. Причем штатное расписание сокращается с каждым годом. В этом штатном расписании, есть число полицейских
2009 год 1 325 000 человек
2011 год 1 280 000 человек
2012 год 1 106 472 человек в том числе сотрудников органов внутренних дел РФ - 907 630 человек, из них сотрудников полиции - 782 106 человек
2015 год 1 003 172 человек.
2016 год 904 871 человек
2017 год 894 тысяч 871 человека, из которых сотрудников органов МВД РФ – 746 тысяч 859 человек; из которых полицейских 643 тысячи. На 100 000 населения это уже 438 человек.
Во вторых, примеру борьба с наркотиками, это отдельное ведомство, к примеру в США и в большинстве стран оно относится к министерству Юстиции. У нас оно в МВД.
Выкинем ФСКН из МВД, и число полицейских сократится ниже 400 на 100000. А что такое 300 с чем то полицейских на 100000 населения, это обычный европейский показатель.

В России, альтернативно одаренные типа Буркины, рисуют веселые картинки, принимая штаты МВД за число полицейских. Откуда они берут число полицейских в СССР , не зная число советских милиционеров, никто не знает. Никто не знает сколько в СССР было милиции. Есть только одна цифра на сайте Чекист.ру По состоянию на 15 мая 1953 г. численность МВД СССР (за исключением милиции) составляла 1 095 678 чел., Даже это число милиции без милиции. Других цифр просто нет.


Сокращения в МВД проходят ежегодно, В прошлом году МВД сократили на 100 000 человек. В этом году сократили на 10 000 человек, все они пришлись на 55 000 сотрудников ГИБДД , его сократили на 20%. Всего за 10 лет штатное расписание МВД сократилось на 50%, примерно на столько же сократилась и число российских полицейских.

Но в головах русофобов все живет легенда о крепнущем полицейском государстве. Это они себя пугают что ли?

Перейдем к другим силовым ведомствам.

Однако, разумеется, МВД хотя и самая многочисленная, но не единственная силовая служба в стране. Обособленно от нее существует Национальная гвардия, насчитывающая до 400 000 человек

Еще большие переживания русофобы высказывают по поводу национальной Гвардии России. Ее численность никто не знает. Одни говорят 300 000, ЕЕ руководитель говорит что будет 340 000 когда то. Русофобы смело оценивают Росгвардию в 400 тысяч. И хоть бы какое сравнение с численностью Национальной гвардии США которая на 2009 год составляла 467 587 человек. И конечно никаких напоминай о численности внутренних войск СССР. Это такие с малиновыми погонами. Все уже забыли, кроме Советской Армии в 4 миллиона человек были и другие войска: железнодорожные войска СССР, пограничные войска СССР. И еще с пяток родов войск вплоть до трубопроводных войск СССР, относящиеся к ВС СССР. Были и ВВэшники. Теперь эти советские люди упрекают Россию в раздутых штатах силовиков.

Росгвардия это бывшие войска ВВ, с другим названием

В тех же США, где все полицейские силы, Национальная гвардия, персонал Министерства национальной безопасности и Федерального бюро расследований не превышают 1,2 млн человек, силовики составляют всего 0,78% от общего числа занятых, которое в марте 2017 года превысило 153 млн человек

Сравнивать впрямую разные организации с разной структурой тяжело. В тех же США, разведывательных федеральных ведомств 17 штук где по некоторым оценкам, трудятся 854 000 гражданских специалистов, военнослужащих и частных агентов. Сколько насчитали разведчиков у нас. Если отнять у ФСБ минус пограничников. Ну человек 100 000. В лучшем случае.
Разве можно сравнивать силовиков из американского Министерства Финансов, которое обеспечивает охрану американского президента с нашим министерством финансов. В США каждый департамент имеет силовиков к примеру министерство Юстиции, кроме борьбы с наркотиками имеет службу федеральных маршалов.

А русофобы берут пару американских департаментов и сравнивают со всеми российскими силовиками. Причем в США федералы имеют свою сеть, а штаты свою централизованного ведомства там нет. К примеру у нас МЧС под 300 000 человек. В США (ФЕМА) 7,5 тысяч человек. Но это федеральный офис организации и офисы по округам. Сколько человек борятся с ЧП по штатам никто не знает.

Сегодня российские силовые ведомства достигли, на мой взгляд, критического момента в своем развитии. За последние 15 лет они увеличились количественно более чем вдвое при сокращающемся в стране числе трудоспособных граждан. Их финансирование выросло более чем в 5,5 раза.

Так где увеличение то? Рост финансирования в 5,5 раз. При инфляции с 2000 года в 500% таковым не является. Роста численности МВД нет, есть сокращение на 50%. По другим структурам динамики нет от слова совсем.

Прежде всего стоит вспомнить отечественных чиновников. Их количество с 1999 по 2017 г. выросло без малого вдвое - с 780 тыс. до 1,37 млн человек.

Вот откуда русофобы берут цифры? ни одной верной. А если вычесть муниципалов присоединенных в 2006 так с 1999 года их число упало с 780 (если это конечно цифра верная) до 578 тыс.

Все сокращаются, кроме Армии

Анализ «Реального времени» численности и зарплат сотрудников полиции по регионам

«Реальное время» анализирует кадровую ситуацию в МВД в регионах России. Регионом с самым большим количеством работников органов внутренних дел оказалась Москва, а вот самые большие зарплаты у полицейских - на Чукотке и Камчатке. Татарстан же лидирует по количеству сотрудников МВД в Поволжье, но первым местом по доходам полицейские из РТ похвастаться не могут, серьезно уступая коллегам из Башкортостана.

В Москве сотрудников МВД больше, чем на всем Дальнем Востоке

Согласно данным статистики, общая численность сотрудников органов внутренних дел в России в 2016 году составила около 719 тысяч человек. По сравнению с предыдущим 2015 годом она увеличилась, причем довольно значительно - на 9,6%. Эта ситуация не является типичной - например, в 2015 году численность сотрудников МВД по сравнению с предыдущим, 2014 годом, практически не изменилась и даже немного снизилась - на 400 человек.

Больше всего сотрудников МВД работает в Центральном федеральном округе - около четверти от всего состава Министерства внутренних дел. При этом в Москве работает треть из них, или 8% от всех сотрудников МВД страны. В Подмосковье - лишь 4%, но и это много по сравнению с другими регионами. Для сравнения: такое же количество полицейских, 4%, работает в Санкт-Петербурге, при этом в абсолютных показателях в Московской области полицейских все же больше - 28,6 тысячи против 26,3 тысячи в Санкт-Петербурге. Что интересно, во всем Северо-Западном федеральном округе полицейских лишь немногим больше, чем в Москве - 9% (67,7 тысячи против 58 тысяч в столице).

Больше всего сотрудников МВД работает в Центральном федеральном округе - около четверти от всего состава Министерства внутренних дел. При этом в Москве работает треть из них. Фото vladtime.ru

Второй по численности сотрудников МВД федеральный округ после Центрального - Приволжский. Здесь работает 133 тысячи сотрудников МВД, что составляет 18% от общероссийского показателя. Больше всего полицейских по округу работает в Татарстане - 15,7 тысячи человек. Почти столько же сотрудников МВД в Башкортостане (15,2 тысячи человек). Также много полицейских в Самарской и Нижегородской областях (около 15 тысяч человек) и в Пермском крае (14,4 тысячи человек).

Замыкает тройку федеральных округов по численности сотрудников МВД Сибирский федеральный округ. Здесь работает 100 тысяч, или 14% всех сотрудников МВД России. Еще 10% штата МВД (74 тысячи человек) работает в Южном федеральном округе (почти половина из которых - в Краснодарском крае), 9% (63,5 тысячи человек) - в Уральском федеральном округе, 8% - в Северо-Кавказском и Северо-Западном федеральном округах (57,5 и 67,7 тысячи человек, соответственно). В Дальневосточном федеральном округе работает лишь 6% сотрудников МВД России, или 43,3 тысячи человек.

Лидерами среди регионов России по количеству сотрудников МВД является Москва (58 тысяч сотрудников), Московская область (28,6 тысячи человек), Краснодарский край (27,9 тысячи сотрудников), Санкт-Петербург (26,3 тысячи), Свердловская область (21,9 тысячи сотрудников) и Тюменская область (20,7 тысячи человек).

Численность сотрудников МВД

Уровень управления 2013 2014 2015 2016
январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь
Российская Федерация Региональный 2 492 656 301 655 910 719 137
Региональный 646 169 050 166 676 179 698
Региональный 55 2 764 2 583 2 612
Белгородская область Региональный 35 5 193 5 327 5 884
Брянская область Региональный 56 5 935 5 827 6 402
Владимирская область Региональный 21 6 007 5 972 6 783
Воронежская область Региональный 77 8 829 8 223 8 850
Ивановская область Региональный 29 4 885 4 803 5 151

Переизбыток полиции в Орловской области и общая недоукомплектованность

Что касается фактической укомплектованности, то есть реального количества сотрудников относительно заявленного требуемого числа работников, то по России в 2016 году она составила 93,5%. Сотрудников Министерства внутренних дел в стране, таким образом, меньше, чем требуется.

При этом по всей стране лишь в одном регионе сотрудников фактически больше, чем по штатной численности. Этот регион, как ни странно, - Орловская область с показателем в 100,7%. Во всех остальных регионах страны сотрудников МВД нехватка. Самая большая укомплектованность, помимо Орловской области, в Чечне - 99,8%, в Севастополе и Кировской области - 99,2%, в Республике Коми - 99,1%.

Наименьшая укомплектованность среди всех регионов - в Хабаровском крае - 89,9%, Ленинградской области - 89,4%, Новосибирской области - 89,3%. Еще меньшая укомплектованность - на Камчатке - 88,3%, в Сахалинской области - 87,8% и Крыму - 86,3%.

Среди регионов Поволжья Татарстан находится на втором месте по недоукомплектованности - здесь показатель равен 91,6%. Меньше - только в Нижегородской области, 90,8%. Лучше всего укомплектованы полицейскими в Поволжье Кировская (99,2%) и Оренбургская области (96,6%).

Среди регионов Поволжья Татарстан находится на втором месте по недоукомплектованности - здесь показатель равен 91,6%. Фото Олега Тихонова

Богатые полицейские Чукотки и стремящиеся к ним с Камчатки

Что касается зарплат, то среди сотрудников МВД России в 2016 году они по сравнению с предыдущим годом в среднем на региональном уровне выросли на 2% и составили 52,5 тыс. и рублей. При этом сотрудники МВД федерального уровня получают в среднем в два раза больше - 110 тыс. рублей, здесь годовой рост составил даже 31%.

Среди сотрудников МВД регионального уровня самый значительный рост зарплат за год - в Камчатском крае. Здесь сотрудники в 2015 году зарабатывали около 85 тыс. рублей, а в 2016 году стали зарабатывать 102 тыс. рублей - рост, таким образом, составил 20%. На втором месте по росту зарплат - сотрудники МВД в Омской области. Здесь зарплаты выросли на 12%, с 47 до 52,7 тыс. рублей. На 11%, кроме того, повысились зарплаты в Калининградской области (с 45 до 50 тыс. рублей) и Приморском крае (с 59 до 66 тыс. рублей). Также на 10% повысились зарплаты сотрудников МВД в Еврейской автономной области - с 57 до 63 тыс. рублей.

А вот в некоторых регионах зарплаты сотрудников МВД даже снизились. Рекордное снижение произошло в Севастополе - сразу более чем на треть. В 2015 году они здесь составляли 67,2 тыс. рублей, а к 2016 году они снизились до 43,4 тыс. рублей.

Снижение зарплат на 7% произошло, кроме того, в Саратовской области - с 43 до 40 тыс. рублей. На 5% снизились также зарплаты сотрудников МВД в Ямало-Ненецком автономном округе - с 85,7 до 81,6 тыс. рублей. На 4% зарплаты снизились сразу в трех регионах - Магаданской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Дагестане.

Самые большие зарплаты по итогам 2016 года - в Чукотском автономном округе. Фото chukotraion.ru

В абсолютных значениях самые большие зарплаты по итогам 2016 года - в Чукотском автономном округе. Здесь в 2016 году средняя зарплата сотрудника органов внутренних дел составила около 117 тыс. рублей. Чуть меньше платят сотрудникам МВД в Камчатском крае - 102 тыс. рублей. Примерно такая же зарплата – в Магаданской области – 97,5 тысяч рублей.

После значительного снижения зарплат Саратовская область оказалась регионом с самыми низкими зарплатами сотрудников МВД. Как уже говорилось, в среднем полицейский здесь получает 40,3 тыс. рублей. Немногим больше зарплата у полицейских из Смоленской области - 41,5 тыс. рублей. Также низкие зарплаты в Ярославской (41,7 тыс. рублей) и Белгородской областях (42,4 тыс. рублей).

Зарплаты сотрудников МВД

Министерство внутренних дел Российской Федерации Уровень управления 2012 2013 2014 2015
Всего должностей в соответствии со штатным расписанием январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь
Российская Федерация всего
федеральный 81 499 86 877 109 178 83 960 110 013
региональный 24 276 25 491 54 503 51 534
Центральный федеральный округ региональный 23 460 53 333 49 517
Московская область в старых границах региональный 32 747 72 953 67 216
Белгородская область региональный 25 887 45 118 41 610
Брянская область региональный 18 769 44 374 41 358
Владимирская область региональный 10 272 47 102 44 603

Богатые полицейские - в Башкортостане, бедные - в Саратове

В Приволжском федеральном округе средняя зарплата сотрудника МВД в 2016 году составила 46,3 тыс. рублей. По сравнению с 2015 годом она выросла, но совсем незначительно - на 2%. Тогда она составляла 45,6 тыс. рублей.

Самый значительный рост зарплат сотрудников МВД зафиксирован в Башкортостане - на 9% по сравнению с 2015 годом. На 7% повысились зарплаты у полицейских в Мордовии, на 6% - в Татарстане, а в Оренбургской области - на 4%. В остальных регионах рост зарплат варьируется в пределах 1-2%, в некоторых случаях они не изменились.

Впрочем, как уже отмечалось, есть и регионы, где зарплаты сотрудников МВД снизились. Самое большое падение по ПФО зафиксировано в Саратовской области - здесь зарплата снизилась сразу на 7%, что привело к тому, что регион оказался на последнем месте по зарплатам в округе. Также доходы снизились в Нижегородской области - на 3%, и в Ульяновской области - на 1%.

Больше всего сотрудники МВД в ПФО получают в Башкортостане. Здесь средняя зарплата полицейского в 2016 году составляла почти 54 тыс. рублей. Неплохие зарплаты также в Оренбургской области - 50,3 тыс. рублей. Около 49 тыс. рублей, кроме того, средняя зарплата сотрудника МВД составляет в Удмуртии и Кировской области. Пятое место занимает Пермский край с 47,9 тыс. рублей. Татарстан же расположился лишь на шестом месте с показателем в 46 тыс. рублей.

Меньше всего в Поволжье сотрудники МВД зарабатывают в уже упомянутой Саратовской области - 40,3 тыс. рублей. Также небольшие зарплаты - в Нижегородской области (43,1 тыс. рублей), Пензенской области (43,7 тыс. рублей), Чувашии, Ульяновской и Самарской областях (около 44 тыс. рублей).

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"

Справка

В исследовании использовались данные Росстата . В расчет принималась численность работников, замещавших должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на конец отчетного периода (на федеральном уровне - федеральные государственные органы, на региональном уровне - территориальные органы федеральных государственных органов, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований).

Цитадель и ее стража

История силовиков

Россия - страна силовиков. По количеству одних только полицейских на 100 тысяч человек Российская Федерация занимает первое место в мире. На каждую тысячу россиян приходится 5,5 полицейских. Даже в Китае (данные 2012 года) этот показатель составляет всего лишь 3,2, а например, в Германии - 2,9. В постоянно воюющем Израиле - тоже 2,9. При этом полицейские - это вовсе не единственные представители силового сословия, которое за 2000-е годы стало основным бенефициаром режима, одновременно его опорой и выгодоприобретателем.

На протяжении всех этих 12-ти лет, о которых мы говорим, постоянно росло одновременно количество вооруженных людей в форме и расходы федерального бюджета на их содержание. В эти годы происходило разделение общего силового сословия на различные группы интересов, на различные кланы. Конкуренция или прямая борьба этих кланов между собой к концу 2000-х годов превратилась в некоторую пародию на политическую конкуренцию, в некоторую ее замену, довольно плохую замену, надо признать («Песок - плохая замена овсу»). Но тем не менее это такой суррогат системы сдержек и противовесов. Вместо общественного контроля, вместо взаимного сдерживания ветвей власти в российской политической ситуации мы имеем конкуренцию силовиков.

Кто составляет вот эту вот вооруженную бюрократию, сколько вообще этих людей? Итак, кто такие силовики, кто составляет этот класс?

Министерство внутренних дел

Наиболее многочисленная силовая структура в России - это Министерство внутренних дел. На 2005 год в его штате состояло более 820 тысяч человек; на 2015 год количество сотрудников МВД превысило миллион. Министерство внутренних дел подверглось одной из наиболее масштабных реформ 2000-х годов. Это так называемая реформа полиции, собственно, переведшая ее из милиции в полицию. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2009 году в качестве реакции на ряд громких преступлений, совершенных милиционерами.

Многие помнят дело майора Евсюкова, человека, который открыл стрельбу в супермаркете на юге Москвы. Предполагалось одновременно снижение численности состава МВД и увеличение ассигнований для выплаты вознаграждений сотрудникам. В 2010 году была объявлена предстоящая реформа полиции, и в августе 2010 года в открытом доступе был опубликован проект закона «О полиции», который был призван заменить действующий закон «О милиции».

Он ставил себе целый ряд целей: прежде всего повышение эффективности работы органов полиции, повышение доверия к ним граждан, сокращение численности и повышение зарплат сотрудников. Действительно, в ходе реформы, начавшейся в 2011 году, численность сотрудников органов внутренних дел была сокращена на 22%. Однако, как мы видим, уже к 2015 году штат МВД снова вырос и стал больше, чем в какие бы то ни было предыдущие годы. Действительно, полицейские стали получать больше денег, кроме того, был внедрен целый ряд мер по повышению открытости системы МВД. Наиболее известная из них - это введение бейджиков, которые сотрудники полиции обязаны носить.

Одновременно, начиная с 2001 года, шел процесс переподчинения региональных силовых структур и специфических региональных управлений внутренних дел от губернаторов президенту. Суть процесса состояла в том, чтобы выстроить единую вертикаль по охране порядка в широком смысле слова, если мы говорим об МВД, и подчинить ее именно федеральному центру. Исключениями в этом отношении, продолжающими обладать собственным силовым ресурсом, являются национальные республики. Прежде всего республики Северного Кавказа, особенно Чечня.

Пока зафиксируем ту ситуацию, к которой мы пришли к 2012 году: полиция реформирована, ее численность несколько сокращена, она, скажем так, стала в какой-то степени более открытой. Сказать, что уровень доверия к полицейским каким-то образом вырос, мы, ориентируясь на социологические данные, не можем, но зато силовая вертикаль полностью переподчинена президенту.

ФСБ, ФСО и другие

МВД - это, естественно, не единственная силовая структура, но наиболее многочисленная. В органах прокуратуры на 2005 год работает около 190 тысяч человек, в Генеральной прокуратуре - 53 тысячи. В Федеральной миграционной службе - около 30 тысяч человек. Чрезвычайно многочисленное, богатое и достаточно самостоятельное силовое ведомство - это МЧС, работающее с 1991 года, с момента своего создания, под руководством одного министра. В 2005 году там работает 350 тысяч человек, в 2015-м - уже больше 370 тысяч. Около 340 тысяч - в Министерстве юстиции. И Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, созданная в 2003 году (и, забегая вперед, ликвидированная в 2016-м), насчитывает на 2005 год 33 тысячи человек. На 2015-й, так сказать, к своему закату, - уже 40 тысяч.

Сколько человек работает в собственно спецслужбах - ФСО, ФСБ и военной разведке, - из-за режима секретности точно сказать мы не можем. По различным данным, ФСБ в 2000-е годы - это около 120 тысяч человек. Если прибавлять туда сотрудников погранслужбы, которая вошла в состав ФСБ, то это получится больше 200 тысяч человек. По различным оценкам, с начала 2000-х годов штатная численность ФСБ без учета погранслужбы возросла в 1,5–2 раза. В службе внешней разведки мы видим около 20 тысяч человек, но опять же, точно мы не знаем. В ФСО работает от 10 до 25 тысяч человек.

Численность штатного состава силовых структур, несмотря на локальные сокращения или, точнее, разговоры о таких сокращениях, в целом за последние 15 лет неизменно росла. Точно так же росли и расходы федерального бюджета на разделы «Национальная безопасность» и «Правоохранительная деятельность», которые отвечают за окормление класса силовиков. За годы наблюдений никогда эта цифра в процентах от ВВП не падала ниже 1,3%. В процентах от общего числа расходов федерального бюджета она всегда была больше 8, и (с некоторым снижением в кризисном 2008 году) после 2009-го наблюдается ее постоянный рост. К 2012 году мы подходим с бюджетом, в котором около 11% денег направляются на расходы, связанные с национальной безопасностью и правоохранительной деятельностью.

Много это или мало? Для сравнения: в Соединенных Штатах расходы консолидированного бюджета на безопасность составляют около 1,5% ВВП. В расходах федерального бюджета это 0,19%. Как мы видим, это цифра, к которой мы близко не подходили за все эти годы. Итак, российские силовики в течение этих 12 лет потребляют всё большую и большую долю от расходов бюджета.

Одновременно растет так называемая закрытая часть бюджетных расходов. Что это такое? Федеральный бюджет, как любой другой закон, рассматривается Государственной Думой. Он рассматривается на пленарных заседаниях и, соответственно, публикуется. Часть расходов, которые относятся к секретным, рассматриваются в закрытом режиме, их не обсуждают на пленарных заседаниях. Их рассматривает специальная комиссия Государственной Думы. В нее входит председатель комитета по бюджету, председатель комитета по безопасности и ряд других депутатов. В основном это бывшие сотрудники спецслужб и Министерства обороны, бывшие обычно, там, заместители министра - такого уровня люди.

Каков процент этих закрытых расходов, то есть тех, которые не подлежат публичному рассмотрению? С 2005 по 2012 годы - от 10 до 11%. Это не обязательно расходы именно на спецслужбы. Например, расходы на капитальное строительство по какой-то причине тоже стали относиться к секретным, часть расходов на ЖКХ также закрыта. Если в 2012 году это 11,7% бюджета, на 2014 год это уже 14,2%, на 2015-й - 16,7%, к концу 2015 года - фантастическая цифра в 20,2%. Итак, больше 20% федерального бюджета к 2015 году распределяется в закрытом режиме.

Чем выше влияние спецслужб и силовиков в целом на внутреннюю и внешнюю политику, чем больше денег они забирают себе, тем, соответственно, больше влияние их специфической ментальности, которая предполагает рассмотрение внешнего мира как набора угроз и вызовов.

Армия

По специфическим причинам российской политической истории у нас спецслужбы и силовые структуры являются политическими акторами. Армия до самого последнего времени им не являлась. Корни этого специфического явления уходят в период после Великой Отечественной войны, в частности, в тот этап, когда шла борьба с маршалом Жуковым и его окружением ровно с тем, чтобы не допустить появление армии как отдельного политического субъекта, как актора политического процесса. Это положение вещей в самые последние годы начало несколько меняться, но это уже выходит за рамки нашего курса. Каким образом поддерживается тот баланс между конкурирующими силовиками, поддержание которого является одной из основных задач и целей верховной власти?

Конкуренция силовиков

Силовики располагают как силовым ресурсом, так и контролем над целыми областями, сферами экономической деятельности. Это не только вульгарно понимаемое крышевание в духе 90-х годов, это уже гораздо более глубокое проникновение силовых акторов в экономическую ткань, которое позволило, например, Ольге Романовой , человеку, разбирающемуся в этой сфере, сказать, что настоящие российские предприниматели - это и есть силовики или силовики и есть настоящие российские предприниматели. Какой именно объем экономического оборота прямо или косвенно контролируется представителями силовых структур либо их бенефициарами, мы сказать не можем, но мы просто можем зафиксировать тот факт, что проникновение это достаточно глубоко.

Одним из основных скрытых, но определяющих сюжетов внутренней политики 2000-х годов было соперничество МВД и ФСБ за контроль над потоками, проходящими через таможню. В чем состояла в этой ситуации задача верховной власти? В том, чтобы не появился какой-то один определенный победитель, который мог бы контролировать эту поляну целиком, чтобы не появился некий мегасиловик, который мог бы победить всех остальных, или даже чтобы не выросло две противостоящие башни, которые остаются наедине друг с другом, подавив все остальные очаги сопротивления. По этой причине силовые структуры в России являются постоянным предметом реформирования.

Из них выделяются новые структуры, эти новые структуры потом расформировываются, меняется руководство. Вся эта деятельность, если мы посмотрим на нее на расстоянии в десять лет, имеет своей целью поддержание этого вот сложного динамического равновесия. В 2011 году из состава Генеральной прокуратуры выделяется то, что было Следственным комитетом при прокуратуре, в отдельную структуру, Следственный комитет, который становится конкурентом прокуратуры и в борьбе с ней проживает все эти годы. Все эти новые структуры начинают сражаться за полномочия, за ресурсы, за контроль. Соответственно, вот эта вот борьба не дает никому из них каким-то образом усилиться.

Итак, зафиксируем ту ситуацию, которую мы увидели. Речь не идет о том, что какие-то специфические чекисты захватили власть в России. Речь идет, повторюсь, о широком, обширном, богатом и влиятельном классе, говоря марксистским языком, вот этой вот самой силовой бюрократии. У нас существует экономическая бюрократия, существует медийная бюрократия, существует бюрократия финансовая - все это люди, в той или иной степени работающие на государство. Но ядром чиновничьего класса становится именно вот эта вооруженная силовая бюрократия.

© 2024 newcity55.ru - Строительный портал - Новый город