Что современные дети знают о Великой Отечественной войне? Что дети знают о войне

Что современные дети знают о Великой Отечественной войне? Что дети знают о войне

Причудлива человеческая память. Россияне в возрасте от сорока лет и старше - последние, для кого слово "война" означает совершенно конкретную войну. Одну на всех, главную, великую и отечественную, затронувшую каждую без исключения семью. Недавно я задумалась, а надо ли грузить детей своими котомками? Ведь совершенно очевидно, что связь времен распалась. Что культурные коды, единые для всех советских и российских людей от сорока и старше (и их уже ушедших родителей), отживают на наших глазах, отмирают, как атавистический хвост. Так устроена эволюция, ненужное отпадает. К тому же надо быть реалистичным: вряд ли в ходе следующей отечественной войны, если таковая случится, нам доведется колоть врага штыком, бросаться с гранатой под танк или замерзнуть живым ледяным столпом от того, что враги будут лить на нас холодную воду в трескучий мороз. Мировая война будущего будет совсем иной, более технологичной, что ли, дистанционной, постмодерной. Если будет...

"Но, что-то все же, беспокоит..." - пишет неизвестный автор в Интернете. И эта тема волнует не только одного его...

"Поздравляю всех с Великим праздником - Днем Победы! Предлагаю обменяться мнениями по такому вопросу: когда мы росли, война для нас была как-то совсем близко, мы с детского сада многое о войне знали, много читали, по телевизору постоянно показывали фильмы о войне, по радио часто шли постановки, мы играли в войну, рисовали войну, в школе к нам приходили ветераны... Да и наши бабушки-дедушки рассказывали нам о войне, о блокаде. А наши дети, мне кажется, они как-то бесконечно далеки от нас в этом отношении. Может мы сами в этом виноваты, а может не только мы..." Василий Ю.

Мои воспринимают рассказы о Великой Отечественной и Второй Мировой точно также как и о Первой Мировой или о войне 1812 года. Наверное, для них это приблизительно одинаково далекие события...

Ну, нынешние дети еще что-то будут знать, а потом... Вот кто-нибудь из нас чтит память павших в Бородинском сражении? То-то и оно!

Так что, через пятьдесят лет это будет просто праздник...

Это грустно, но закономерно. Но, пока ветераны живы, у нас есть шанс объяснить детям, что это такое "война".

Неужели за 15-20 лет так многое изменилось, ведь в России "нет семьи такой, где б не памятен был свой герой?.."

Мои теоретически тему знают, но им всей глобальности той трагедии не вместить, конечно.

Я встречала многих современных мальчишек, которые с интересом изучают Вторую Мировую. Да и мой любит о войне поговорить с друзьями. Все зависит от семьи, как семья передает детям память о войне.

Моя дочь, ей 8,5 лет, тоже очень интересуется войной. Пытаюсь ей объяснить, рассказываю, она часто смотрит военные фильмы, слушает рассказы прадедушек. Но я вижу, что многое ей просто не понять - почему умирали дети, почему не было еды, тепла и как можно жить без света. А самое главное, как одни люди могут убивать других? За что? И мне тяжело ей это объяснить.

Наверное, через несколько десятилетий дети вообще мало что будут знать о этой войне.

Вот это, мне кажется, и будет прямой предпосылкой к началу новой, еще более страшной войны...

Да, увы, память уходит в прошлое...

Нам грозит массовая амнезия?

Народ, забывший свое прошлое, обречен на гибель!

Не знаю, может это кровь заставляет так болезненно воспринимать все, что связано с войной, да и с революцией тоже. У нас счет к войне такой: двое моих дядей-тетей детьми погибли в концлагере от голода, одна тетя - умерла ребенком в блокаду, один дед - военный летчик, прошел всю войну, второй дед ноги еще в Финскую отморозил, так что они с бабкой всю войну на оборонке "под бронью" работали (до зимы 42-го в блокаде), только в 44-м его призвали, правда, уже в обозный эшелон.

За своих детей я спокойна - они про войну будут многое знать. Вот, только очень хочется, что бы они не оказались среди своих сверстников "белыми воронами"...

Зашла в темку, название меня зацепило. И, хотя моему малышику еще только 8 месяцев, я буду ему рассказывать и про прадедов, всю войну прошедших, и про семью прадедушки, заживо похороненную в Мариуполе, и про блокаду... Про все, что связано с войной. По моему, по-другому нельзя. А как такое можно забыть у нас в стране - я этого не понимаю! Невозможно это забыть! Сама была в поисковых отрядах, восстанавливала в Карелии линию нашей обороны, и там теперь музей - обязательно привезу туда сына. Нам нельзя этого забывать! Наверное, немного пафосно получилось, но мне эта тема очень дорога!

А я своей давала почитать про пионеров-героев. Не пошло. Неинтересно. Рассказывала про прадедушку, воевавшего, и про бабушку - блокадницу. Эффект - как про войну 1812-го года. По истории они проходили войну. Накануне 9 мая спрашиваю - что за выходной такой посреди недели, в честь чего? "Не знаю", - говорит. Я начинаю заводится, говорю, что если человек живет в стране, то обязан знать ее историю, что нельзя быть Иваном, не помнящим родства ну и т.д. Живем недалеко с Пискаревским кладбищем, ходили, цветочки клали, к разорванному кольцу и сами ездили, и с классом. Ей это настолько не близко - вот именно, что 1812. Я не знаю, что делать.

А я считаю, что к Отечественной войне 1812 года тоже должно быть серьезное отношение, и к Полтавскому сражению, и к битве на Чудском озере. Вот тогда и Великая Отечественная война найдет в уме и в сердце должное место...

А мой ничего толком не знает (ему 5 лет) к моему же стыду. Хотя пыталась рассказывать и объяснять, но чувствую, что ребенок меня не понимает.

Сидели 9 мая телевизор смотрели с племянником, ему 10 лет, и он меня спрашивает - "а чего у этого Гитлера крышу так снесло и он на весь мир попер?" Я рот открыла и не знаю, что и ответить, про себя только подумала, хорошо, что хоть знает кто такой Гитлер...

Вот наша главная родительская ошибка - не знаем что ответить, а ответить на этот вопрос можно и очень-очень нужно. Трудно будет, чтобы без занудства, исподволь начать знакомить с историей, понятием националистических идей и особенностями их развития, и т.д.

А что знают ли о войне камышинские школьники? Что известно им о своих прабабушках и прадедушках - как война прошлась по их судьбам? Возможна ли новая война и так ли высок патриотизм среди современных людей, как прежде? Публикуем их ответы.

- Да, я знаю, что давным-давно, когда еще на свете не было ни моих мамы и папы, и даже не было моих бабушек и дедушек, шла война. Тогда на нашу страну напали фашисты. Их было очень-очень много, и они были очень-очень злые, они всех убивали, даже детей! Они бросали с самолетов бомбы и дома рушились! Они весь Волгоград разрушили!

Мой прадедушка, дедушкин папа, воевал с фашистами. И его на войне ранили - ему в голову пуля вошла с одной стороны, а с другой вышла. У него на голове за ушами раны до сих пор остались. Он уже совсем старенький сейчас. Мы девятого мая пойдем поздравлять его с Днем Победы.

А потом была еще одна война, где-то в Чечне, на ней мой папа воевал с боевиками. Я думаю, что войны больше не будет! Потому что всех фашистов победили. И боевиков тоже победили!

Не-а, я не знаю, какой праздник будет девятого мая! Война? Не, не знаю! Кто такие фашисты? Не, тоже не знаю! Я ни разу такого слова не слыхал! (Немного смущается). А зато я знаю, где я живу! (говорит свой подробный адрес).

Кира:

- Нет, я про войну тоже ничего не знаю, мне дома ничего про это не рассказывали, а в школе еще не проходили. А вообще, я с незнакомыми на улице без разрешения мамы не разговариваю! А, вон она идет.

Подошедшая мама говорит, что дочка еще совсем маленькая:

Мы ее отдали учиться в школу с шести лет, и пока оберегаем от таких тяжелых тем, вот когда немного подрастет...

Хотя, - вспоминает мама, в школе их классом водили в школьный музей, рассказывали про войну, показывали экспонаты, среди которых дочке запомнилась "лимонка".

Кира, припоминая, кивает головой.

Да, я знаю, Великая Отечественная война была с фашистской Германией. Она началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года поражением Германии. Я знаю, что эта война была очень кровопролитная, и что наша страна понесла большие потери.

Конечно, о войне надо помнить, потому что те, кто воевал, совершили огромный подвиг, и они заслужили, чтобы о них помнили. Я хочу сказать всем ветеранам - спасибо! Желаю им здоровья и чтобы они жили еще долго.

Я думаю, что сегодняшние люди, современная молодежь не похожи на тех, кто воевал в Великую Отечественную. Сейчас молодежь думает и мыслит совсем по-другому, сейчас совсем другая жизнь, другие увлечения, другие технологии... Но если вдруг случится война, молодежь так же пойдет воевать, и так же будет защищать страну, как и то поколение, которое воевало с фашистами
в Великую Отечественную. Хотя, если начнется война, она будет уже совсем другая. Лучше бы, конечно, ее не было. Но, это все от политиков зависит.

Я знаю, какой праздник мы будем праздновать - День Победы, мы в этот день не учимся! Я знаю, что была война с фашистами, она шла долго, и много людей погибло. Наша страна тогда победила.

Я не знаю точно, но мой прадедушка, кажется, тоже воевал. Да, наверное, воевал. Я спрошу сегодня у мамы. Думаю, что войны больше не будет, потому что у нас сильная страна, и никто не хочет войны.

Да, конечно, я знаю, что была Великая Отечественная война - мы ведь по истории это изучаем. И конечно, о войне надо помнить, и надо рассказывать детям. Такое нельзя забывать!

Я не знаю, к сожалению, воевал ли кто из моих родственников. И где они были во время войны - в тылу или на фронте, не знаю, не в курсе. Но, я очень благодарна всем ветеранам, всему старшему поколению, за то, что они отстояли нашу страну.

Я думаю, что и сегодня у людей не меньше патриотизма, чем было у народа тогда. Да, люди стали другие, но если понадобится, то они так же пойдут, и так же будут воевать! Но, я очень надеюсь, что войны больше не будет. Потому что, если будет война, то она принесет несравнимо больше потерь и, наверное, политики это понимают.

Юлия:

Конечно, знаю про Великую Отечественную войну! Это же наша история, а мы историю изучаем в школе. Но, наверное, раньше про войну знали больше - были живы ветераны, они рассказывали. А сейчас даже фильмы о войне показывают редко.

К сожалению, я тоже не знаю, воевал ли кто из моих родственников из старших поколений. Но я обязательно поинтересуюсь. Забывать о войне нельзя, чтобы она опять не повторилась. Хотя, если начнется война, то это уже будет совсем другая война, потому что сейчас совсем другое оружие.

Да, люди сейчас другие. И я, если честно, сомневаюсь, что среди них столько же патриотов, как и среди тех поколений, которые сражались в Великую Отечественную. Думаю, что среди современных людей далеко не каждый способен на такой же подвиг. Но, может быть, я ошибаюсь.

Я знаю про войну! Это была война с Германией, и Германия ее проиграла. А девятого мая наша страна отмечает День Победы в этой войне.

Я не знаю, воевал ли мой прадедушка, а вот мой папа воевал, только он воевал в Чечне. Я бы хотел сказать всем ветеранам всех войн спасибо, за то, что они отвоевывали мир. Будет ли еще война, не знаю, но лучше бы не было.

Анна:

Да, я немного слышала о войне - у нас есть соседка, ей семьдесят восемь лет, а ее дедушка воевал на фронте. Он уже умер, я его ни разу не видела, но она про него рассказывала, говорила, что он воевал. Больше я ничего не могу сказать - в школе мы про войну пока еще не проходили...

"Помни войну!" - завет русского адмирала Макарова, потому что память о войне - это не только память о победах и поражениях. Это всегда память о доблести солдат и офицеров, о таланте полководцев, о мужестве всех участников войны и тех, кто пережил это тяжелое время.

Но сегодня уже 34% опрошенных 18-35-летних россиян не знают даже того, с каким событием связана дата 22 июня 1941 года, а еще 8% ошибаются в ответе на этот вопрос (данные общероссийского исследования ROMIR).

Общественное мнение изучала Л. Курсекова

В школах тема Великой Отечественной войны поднимается постоянно: проводятся классные часы, конкурсы, концерты, показываются фильмы. Кто-то из детей реагирует остро, кого-то это все не затрагивает. Должен ли учитель ставить перед собой цель достучаться до сердца каждого ребенка этой темой? Возможно ли вообще, чтобы все дети близко к сердцу воспринимали эти разговоры?

Из множества оставленных к сообщению комментариев мы выбрали наиболее интересные и показательные.

«Знаете, поймала себя недавно на мысли: сама со слезами на глазах слушаю о ВОВ и т.п., но абсолютно спокойно слушаю о войне 1812 года, Ледовом побоище...может, все дело в отрезках времени?»

«Мои второклашки в массе еще слушают и кое-кто и слезу пускает. Но надеть открытку для ветерана на голову и ржать тоже могут... Но надо учить, надо воспитывать. Хотя стихи на них уже вряд ли подействуют. Я им рассказываю про детей на войне, это им ближе, они могут поставить себя на их место».

«Первый класс - это ж малыши совсем!
Мои первые слезы сочувствия проявились только после рождения детей».

«Автор же написала, что сама в 1 классе плакала. Дело не в возрасте, сейчас дети действительно не так воспринимают эти трагические события. Мне нужно было отправить двух желающих на маленькое памятное мероприятие, посвященное Блокаде. Все отказались. Потом два мальчика согласились пойти, я даже прослезилась из-за этого».

«Они и в 5, и в 7 классе ничего не чувствуют, ну или им совсем ничего не интересно, кроме гаджетов. Это очень печально».

«Мне, кажется в первом классе они еще маленькие. Я готовила для пятого в этом году и одиннадцатого. Материал был разный. Для пятиклашек основой послужил фильм "Невыученый урок", одиннадцатым провела параллель между жизнью ребят времен ВОВ и их жизнью. Нашла очень хороший соц.ролик. Вчувственность старших ребят была больше. Они уже больше понимают, глубже уважают, знают ценность жизни».

«Не перебивали? Не мешали? Уже этому можно радоваться. Если хотели от таких малявок обратной связи, надо было минуток 5 выделить на рефлексию и самой поставить точку какой-нибудь красивой фразой».

«Их поколения не знают живых ветеранов, не перебирали их ордена, не слушали рассказы с полей боя, в отличие от нас. Удивляться нечему. Хотя мой старший в детском саду на утреннике ко Дню Победы плакал.. Но он и рос с прадедом, живым ветераном, шрамы его видел..»

«Та же история. Готовились к Дню снятия блокады. Дети сказали, что им это уже надоело.....и на уроках и на продленке....слов нет».

«Может быть, просто стихи и подборка душу не тронули?
Меня некоторые стихи трогают, некоторые нет».
«Сегодня на концерте вообще не просто прослезилась, а действительно, от души плакала.
Хотя некоторые стихи из тех, что читались, видела раньше и они оставили меня равнодушными».

«А мы сегодня с 6-м классом смотрели фильм студии "Парашют ", который нам всем разослали для классного часа. "Дети войны" называется. Класс очень трудный, непробиваемый, как говорится. Но смотрели, затаив дыхание. Правда, обсудить потом не успели. Фильм про детей ВОВ и немного про войну в Луганске. Его можно найти на YouTube, если кого заинтересовало».

«А я сегодня рассказывала в 5 классах о пионерах-героях, фильм показывала... Тишина стояла гробовая. Потом читали "Рассказ танкиста", от желающих не было отбоя. На дом задала учить любое стихотворение о войне, многие почему-то были счастливы)))) Дальше читаем "Сына полка"».

«Вот читаю комментарии и думаю... "им уже этого не понять. Не то поколение". А разве не мы воспитывали это поколение, не наш ли это "прокол" и хвала тому поколению, что воспитывало нас. "Их поколение не знает живых ветеранов..." Разве не наша это задача поддерживать память. Мало живых ветеранов, но есть хроники, интервью. Если опустить руки и расписаться в своем бессилии ни чего хорошего из этого не выйдет. Я бы в первом классе их на сочувствие вообще не вызывала, не тот возраст. Лучше представить солдатов как супер-героев, рассказать о подвигах, о сынах-полка, вызвать гордость. Нужно продолжать рассказывать, показывать, правильно подбирать материал».

«Все правильно, воспитывать нужно... У меня сын 5 лет просит фильмы про войну (Великую Отечественную), и уже отличает черепашек-ниндзя - выдуманных "героев" от наших прадедов - настоящих, и человек в форме для него пример для подражания. Особенно в тельняшке и голубом берете. И в школе тематике ВОВ уделяется большое внимание, ну правда школа в военном микрорайоне и у большинства родители служат. Так что нашим детям военная тематика близка. Все зависит от воспитания».

«А я от своих ждала именно такой реакции: ну можно мы уже пойдём? А они застыли, в классе как будто нет никого. 6 класс. Смотрели видео с песней "Саласпилс"».

«Сегодня в 8 классах читали стихи о войне, слушали песни войны. Ученики слушали, читали выразительно, некоторые не скрывали слёз».

«Сейчас мои 11, 10 и 6 с упоением смотрят 4 танкиста и собака. И в Бессмертном полку старшие пойдут. Все из семей идет».

«Как ни печально, но у каждого поколения своя война. А хорошо бы, чтоб не было на нашей памяти войн, ни прошлых, ни настоящих».

«Если слишком часто говорить про патриотизм, победу и войну, то истинное значение этих слов стирается. Отсюда и равнодушие. Мне пятиклашки так и сказали: "Мы устали от разговоров про войну", и я их понимаю. Они много о ней слышат сейчас, каждую четверть проводят мероприятия, но истинный смысл не понимают - я не считаю, что в этом их вина. Логичное последствие ситуации, когда День Победы это ленточка на майонезе и танки на площади, а не рассказ об ужасах войны».

«Я вас умоляю, девочки из вашего класса будут плакать над этим после того, как родят!
А мальчики, как в армию сходят, в "горячие точки" попадут и выживут».

«Я и в первом классе могла расплакаться от всего, что связано с тематикой ВОВ, потому что до апреля прошлого года был жив мой дедушка-фронтовик, благодаря которому я не могла воспринимать подобную тему равнодушно. А сейчас в семье больше некого расспросить о том времени, что и как было на самом деле. И соглашусь с автором одного из комментариев: теперь исключительно на нас возлагается огромная ответственность, как наши дети будут относиться к теме ВОВ. И мне от осознания этого факта становится, на самом деле, очень страшно(((((((((Мне кажется, что лично я до своих будущих детей не смогу донести хотя бы частичку осознания того, как следует относиться к подобной теме(((((
Но будем держаться, коллеги!!! Во имя памяти тех, кто застал страшное время с 1941-ого по 1945-ый гг. и кого с нами уже нет!! И, конечно, ради тех, кто ещё жив и видят, как растут их правнуки!)»

«Я очень благодарна учителю литературы, мои детки в 8 классе изучали "Молодую гвардию" Фадеева, не знаю, что там на уроках происходило, но прониклись они этим произведением. Сами нашли песню "Краснодонцы" на Фестиваль солдатской песни, ролик нашли, всю душу свою вложили в выступление. Может быть подросли уже, раньше тема войны так не затрагивала детей, не заставляла их все это через себя пропускать информацию».

«Несколько дней назад я прикрепила к одежде георгиевскую ленточку. Так часть младших школьников едва ли не с сарказмом спросила "А что, эти штуки уже можно надевать? Вы что, уже победу празднуете?". Другие недоуменно вопрошали: "Дарья Владимировна, а что это у вас такое?". Представители среднего звена саркастично ухмыльнулись: "О, Дарья Владимировна... патриотка!"».

«Я только одного не могу понять: вы степень успеха проведения подобных мероприятий отслеживаете по количеству рыдающих? Ваша задача рассказать, а не до слез довести. Ваша манипуляция не удалась, и замечательно».

«Рыдание-то не самоцель, конечно. Иногда и смех-защита. Но все чаще равнодушие...

Про возраст не согласна. Ребенок в первом классе многое может понять, просто восприятие войны не то. Я в 7 лет стояла пост у вечного огня и памятника павшим вместе со своими одноклассниками. Помню, что очень переживала, старалась изо всех сил, ведь такая ответственность, старалась для погибших бойцов».

«Я не понимаю уже ничего. Вы в курсе, что для многих старшеклассников 1945 и 1812 - это почти одинаковые даты? И почему эффективность занятия оценивается количеством прослезившихся детей? Сентиментальность останется сентиментальностью, а незнание детьми истории своего государства чревато. Каша у них в голове. И не только у них».

«Не требуйте от детей эмоций, которые в силу возраста они не могут вам показать! Делайте свое дело: рассказывайте о войне, приказывайте фильмы, включайте песни военных лет... Они дорастут! Я себя помню в школе, тема войны была далека и непонятна, встреча с ветеранами, поздравления им воспринимала как общественную работу, нагрузку. Осознание пришло позже, когда я стала взрослой».

22 июня солнце светило по-летнему жарко, медленно летел тополиный пух, в сквере неспешно прогуливались пары, одетые по моде конца 30-х годов, а на главной сцене пели песни довоенных лет. Ощущение было такое, как будто машина времени перенесла на 75 лет назад, в начало пока ещё мирного лета 1941 года.

На сцене в парке артисты исполняли знаменитые романсы, зрители - и взрослые, и дети - подпевали, некоторые даже танцевали вальс вместе с участниками общества исторического танца.

В стороне от концерта мальчишки с интересом разглядывали оружие времён Великой Отечественной войны, примеряли каски солдат и смотрели в военный бинокль.

Дети с интересом разглядывали выставку. Фото: АиФ/ Елена Иванова

«На выставку мы принесли макеты оружия военного времени: карабин Мосина, снайперскую винтовку, ручной пулемёт системы Дягтярёва, - рассказывает Александр ИВАНОВ, член военно-исторического клуба «Наследие». - Всё оружие участвовало в боях, и из него наверняка убивали фашистов, но позже оно было списано, его переделали в макеты, которые не стреляют».

Пока тем, кто заинтересовался оружием, рассказывали про винтовки и пистолеты, другие ребята слушали о судьбах партизан, их ровесниках, которые мужественно воевали с врагом.

«Я и не знала, что Леонид Голиков, которому было всего 16 лет, воевал наравне со взрослыми, - удивляется двенадцатилетняя Алёна ПЕТРОВА. - Сегодня нам рассказали, что он стал Героем Советского Союза, но не успел получить награду, погиб».

Проверить свои знания о Великой Отечественной войне дети смогли в исторической игре. Ребят разделили на команды, которые соревновались между собой. На один из вопросов, каких вы знаете пионеров-партизан, из толпы детей робко выкрикивали: «Марат Казей, Валя Котик и Саша Чекалин».

Позабыть нельзя

Но среди зрителей концерта были и те, кто не знал, по какому случаю проходит мероприятие. Молодая мама с малышом на руках искренне удивилась, что 22 июня - это день начала Великой Отечественной войны. Правда, пообещала запомнить эту дату.

«Вместе с командой помощников мы решили в День памяти и скорби, в день начала ВОВ не просто провести концерт, а напомнить детям и взрослым о важных событиях кровопролитной войны, - рассказал Евгений ЛЕБЕДЕВ, депутат Совета депутатов Новосибирска. - Молодое поколение, к сожалению, мало знает о ней, ведь патриотическому воспитанию сейчас уделяют мало внимания. Именно поэтому мы своими силами решили организовать концерт, выставку, историческую игру и показать короткометражный фильм «Фронтовые строки-2». После премьеры фильма все актёры и зрители получат в подарок книгу «Фронтовая повесть», её мы позже передадим в библиотеки района».

Дети уже заканчивали историческую игру и спорили о том, кто победил, когда внезапно из колонок прозвучало сообщение о начале войны. Голос Левитана, как и 75 лет назад, сообщил о том, что без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. «Мороз по коже!» - призналась девочка-подросток своей подруге. После этого все участники мероприятия выпустили в воздух около сотни белых шаров в память о тех, кто первым погиб от рук фашистов, кто защищал границы страны.

Детям рассказали о начале войны. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Когда со сцены зазвучали песни военных лет, на глазах у зрителей появились слёзы. «Я родилась в 1937 году в НСО, но войну помню, - делится Ирина ФИЛИППОВА, пенсионерка. - Мы, дети, не доедали, наши старшие братья и сёстры работали в колхозах и на заводах всю войну».

Война - это плохо. Война - это страх. Война - это слезы. Война - это смерть… Именно так часто взрослые рассказывают детям о войне, когда чада по своему неуемному любопытству и еще непониманию спрашивают: «Мама, папа, а что такое война?» Но в преддверии праздника Великой Победы мы решили примерить на себя роль почемучек и сами спросили у детей, что они знают о войне. Свой вопрос мы задали ученикам СШ №7 города Витебска.

«Скажи, что ты знаешь о войне?» - спрашивать об этом у школьников, признаемся, было страшновато. Нет, мы не ставили перед собой цель проверить глубину знаний военной истории учеников от пятиклашек до девятиклассников. Мы хотели лишь услышать, как дети, находясь на разных ступеньках школьной программы, нам ответят, что им известно в целом и упомянут ли они Великую Отечественную войну. И вот что нам рассказали.

«Война - это страх, смерть, потеря близких. Она началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945. Я знаю, что в этой войне участвовала моя прабабушка».

«Война - это горе и разрушения, это доказательство того, что ты самый сильный и главный в этом мире. И это хотел доказать Гитлер, напав на СССР. Но в то время мы были одно из сильнейших государств. Война – это потери и слезы близких и родных. В моей семье в Великую Отечественную воевал прадедушка, и мы празднуем 9 Мая и ходим, когда есть возможность, на парад».

«Война для меня - это смерть, это ужас… Для моей семьи война – это разруха, смерть близких, смерть детей. Я знаю, что сегодня еще живы те, кого мы называем супергероями, - это ветераны. Они спасли нас, подарили нам жизнь, веру в мечту, веру в любовь. Война…она страшная. И не так страшно то, что ссорятся два города или две страны, страшно, что умирают люди. Мне кажется, что Великая Отечественная война началась с того, что Германия, она ведь сначала была нормальная страна, но в один момент в их стране начал править фашизм, немцы вбили себе в голову, что они самые главные, и напали на СССР».

«Война - это очень страшная сила. В ней присутствует разруха и бедствия, погибает очень много людей, в том числе близкие и родные. Я знаю, что Гитлер был диктатором, который хотел захватить мир, а Сталин управлял СССР. Мои бабушка и дедушка по папиной линии - участники Великой Отечественной войны, поэтому 9 Мая в нашей семье - это праздник».

:

«Я знаю, что война началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945. Я знаю, что Хатынь - это мемориальный комплекс для всех деревень, которые сожгли. Война - это очень страшно…страшно, когда умирают близкие. Также я знаю, что у меня воевал прадедушка».

«Для меня война - это кровь, бои, разруха. Я знаю, что в Великой Отечественной войне сражалась Германия и СССР. Победил, конечно же, Советский Союз. И 9 Мая в моей семье очень почитают, так как мой прадедушка - участник этой войны. Также я знаю, что в Красной Армии служил человек по имени Гитлер, но в сводках была указана фамилия Гилев. И никто не знает, ошибка это была или специально переделали его фамилию. Знаю еще, что актер театра и кино Гайдай был артиллеристом».


«Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Это самое крупное событие ХХ столетия, так как именно эта война смогла определить дальнейшую судьбу всех людей. За время войны фашистские войска разрушили почти всю Европу. Советский Союз нашел в себе силы, чтобы победить агрессора. В семье у меня никто не воевал, но я знаю, что дедушкина двоюродная сестра, она была малолетним узником, поэтому 9 Мая для нашей семьи большой праздник».

«Война - это страдания, боль, кровь, дуэли. В Великой Отечественной войне, которая длилась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945, принимали участие Германия и СССР. Германцы ночью 22 июня напали на Брестскую крепость. Советский Союз не знал, что Германия на них нападает, и начал отбиваться подручными средствами, что у них были. Победил Советский Союз. Также я знаю, что Сталин руководил Красной Армией. В нашей семье воевал прадедушка, и каждый год 9 Мая мы ездим к нему на кладбище».

Ответы у школьников получились вполне исчерпывающими. Очень радует, что Великая Отечественная для них, принадлежащих уже к новому поколению, - не пустые слова. И это сейчас, когда они только начинают свой путь к познанию и осознанию военной истории. Повзрослев, каждый из них будет знать больше, что-то они узнают от своих родителей, которые расскажут о подвигах предков, что-то из книг вне школьной программы.

А вот так семиклассники рассказали о войне в своих сочинениях:

«Счастье жить в мирной стране»

Самое главное условие мира, в котором бы я хотел жить - это отсутствие войны. Мне очень хочется жить в мире, в котором царит добро, радость, счастье.

В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Мы должны знать, помнить, ценить и уважать тех, кто завоевал Победу. Наши прадеды воевали, проливали кровь, ради того, чтобы мы сейчас могли жить, радоваться, чтобы мы не видели того ужаса войны, который пережили они сами. Я принадлежу к тому счастливому поколению, которое не застало войны.

Война забирает жизни людей, рушит человеческие судьбы. Самое страшное то, что человеку подвластно остановить войну, но люди продолжают убивать друг друга.

Я не вижу причин, которые могут оправдать миллионы загубленных жизней. Я с уверенностью могу сказать, что мир нужен не только взрослым, но и нам – детям. Ведь мы хотим расти и развиваться, создавать и открывать, жить в согласии и дружбе.

Панкрат Максим

«Счастье жить в мирной стране»

У каждого человека свое понимание слова «счастье». Для меня счастье в данный момент, это когда близкие и родные мне люди рядом, когда они живы и здоровы и когда мы живем в мирной стране. Неудивительно, что наш государственный гимн начинается словами: «Мы, беларусы - мирные люди». Беларусь для меня сродни слову мир. Наше правительство ведет миролюбивую политику, направленную на добрососедство между странами. Беларусь - это прежде всего наш народ, все люди, которые живут здесь и трудятся во имя процветания нашей страны.

Из истории мы знаем, что в Великую Отечественную войну погиб каждый третий беларус, были разорены города и села. Людям понадобилось много сил, чтобы восстановить нашу страну и поэтому очень важно ценить, беречь и приумножать то, чего добились наши предки. Спасибо им за то, что каждый день мы видим мирное небо у себя над головой.

Масько Ян

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Вступайте в группу Вконтакте:

22 июня 1941 года для основной части людей начиналось как обычный день. Они даже не знали, что в скором времени уже не будет этого счастья, а у детей, которые родились или будут рождены с 1928 по 1945 годы, украдут детство. Страдали на войне дети не меньше, чем взрослые. Великая Отечественная война навсегда изменила их жизнь.

Дети на войне. Дети, разучившиеся плакать

На войне дети разучились плакать. Если они попадали к фашистам, то быстро понимали, что плакать нельзя, иначе застрелят. Их называют «дети войны» не по причине даты их рождения. Война их воспитала. Им пришлось увидеть настоящий ужас. Например, часто фашисты стреляли в детей просто для забавы. Они это делали только для того, чтобы посмотреть, как те в ужасе разбегаются.

Могли и выбрать живую мишень просто для того, чтобы поупражняться в меткости. Дети же не могут тяжело работать в лагере, значит, их можно безнаказанно убивать. Так думали фашисты. Впрочем, иногда в концлагерях находилась работа для детей. К примеру, они часто были донорами крови для солдат армии Третьего рейха… Или их могли заставить убирать пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом удобрять землю.

Дети, которые были никому не нужны

Нельзя поверить, что работать в лагеря уезжали по доброй воле. Эту «добрую волю» олицетворяло дуло автомата в спину. Пригодных и непригодных для работы фашисты «сортировали» очень цинично. Если ребенок дотягивался до отметки на стене барака, то он был годен работать, служить «Великой Германии». Не дотягивался - отправляли в газовую камеру. Малыши не были нужны Третьему рейху, поэтому участь у них была только одна. Впрочем, и дома далеко не всех ждала счастливая судьба. Очень многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. То есть на Родине их ждал только детский дом и полуголодная юность во время послевоенной разрухи.

Дети, воспитанные трудом и настоящей доблестью

Очень многие дети уже в 12 лет вставали к станкам на фабриках и заводах, работали на стройках наравне со взрослыми. Из-за далеко не по-детски тяжелого труда они рано взрослели и заменяли своим братьям и сестрам погибших родителей. Именно дети на войне 1941-1945 гг. помогали держать на плаву, а затем восстановить хозяйство страны. Говорят, что на войне детей не бывает. Это на самом деле так. На войне они работали и сражались наравне со взрослыми, как в действующей армии и тылу, так и в партизанских отрядах.

Было обычным делом, что многие подростки прибавляли себе год-два и уходили на фронт. Многие из них ценой своей жизни собирали оставшиеся после боев патроны, пулеметы, гранаты, винтовки и другое оружие, а затем передавали их партизанам. Многие занимались партизанской разведкой, работали связными в отрядах народных мстителей. Они помогали нашим подпольщикам устраивать побеги военнопленных, спасали раненых, поджигали немецкие склады с оружием и продовольствием. Что интересно, на войне воевали не только мальчики. Девочки это делали с не меньшим героизмом. Особенно много таких девочек было в Белоруссии… Смелость, этих детей, способность к самопожертвованию ради только одной цели, внесли огромный вклад в общую Победу. Всё это так, но эти дети гибли десятками тысяч… Официально в нашей стране на этой войне погибло 27 миллионов человек. Военнослужащих из них - лишь 10 миллионов. Остальные - мирные жители, в основном Дети, погибшие на войне… Их число невозможно посчитать точно.

Дети, которые очень хотели помочь фронту

С первых дней войны дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии. Как уже было сказано, дети сутками трудились на заводах взамен отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, они теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали и теплые вещи - носки, варежки, шили кисеты для табака. Дети помогали и раненым в госпиталях. Кроме того, они писали под их диктовку письма для родных и даже ставили концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных войной. Подвиги совершаются не только в боях. Всё вышеперечисленное - это тоже подвиги детей на войне. А голод, холод и болезни в два счета расправлялись с их жизнями, которые еще не успели толком начаться….

Сыны полка

Очень часто на войне, наравне со взрослыми, воевали подростки 13-15 лет. Это не было чем-то очень уж удивительным, т. к. в русской армии с давних времен служили сыны полка. Чаще всего это был юный барабанщик или юнга. На Великой обычно были дети, лишившиеся своих родителей, убитых немцами либо угнанных в концлагеря. Это было лучшим вариантом для них, т. к. остаться одному в оккупированном городе было самым ужасным. Ребенку в такой ситуации грозила только голодная смерть. Кроме того, фашисты иногда забавлялись и кидали голодным детям кусок хлеба… А потом стреляли очередью из автомата. Именно поэтому части Красной Армии, если проходили по таким территориям, очень чутко относились к таким детям и нередко забирали их с собой. Как упоминает маршал Баграмян, часто смелость и изобретательность сыновей полка поражала даже бывалых солдат.

Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. По информации Центрального архива министерства обороны России, в рядах армии во время Великой Отечественной войны сражалось 3500 детей, чей возраст составлял меньше 16 лет. Впрочем, эти данные не могут быть точными, т. к. в них не учитывались юные герои из партизанских отрядов. Пятеро были удостоены высшей воинской награды. О троих из них мы поговорим подробнее, хотя это были далеко не все, особо отличившиеся на войне дети-герои, которые заслуживают упоминания.

Валя Котик

14-летний Валя Котик был партизаном-разведчиком в отряде имени Кармелюка. Он - самый юный герой СССР. Он выполнял поручения Шепетовской военной организации по разведке. Его первым заданием (и он его успешно выполнил) было ликвидировать отряд полевой жандармерии. Это задание было далеко не последним. Валя Котик погиб в 1944 году, через 5 дней после того, как ему исполнилось 14.

Леня Голиков

16-летний Леня Голиков был разведчиком Четвертой Ленинградской партизанской бригады. С началом войны он ушел в партизаны. Худенький Леня выглядел даже младше своих 14 лет (именно столько ему было во время начала войны). Он под видом нищего обходил деревни и передавал важные сведения партизанам. Леня участвовал в 27 боях, подрывал автомашины с боеприпасами и более десятка мостов. В 1943 его отряд не смог выбраться из окружения. Выжить удалось немногим. Лени среди них не было.

Зина Портнова

17-летняя Зина Портнова была разведчицей партизанского отряда имени Ворошилова на территории Белоруссии. Также она была членом подпольной комсомольско-молодежной организации «Юные мстители». В 1943 году ей поручили выяснить причины развала этой организации и наладить связь с подпольем. По возвращении в отряд ее арестовали немцы. Во время одного из допросов она схватила пистолет фашистского следователя и застрелила его и еще двоих фашистов. Она пыталась бежать, но ее схватили.

Как упоминается в книге «Зина Портнова» писателя Василия Смирнова, девочку пытали жестко и изощренно, чтобы она назвала имена других подпольщиков, но она была непоколебима. За это фашисты называли ее в своих протоколах «советской бандиткой». В 1944 году ее расстреляли.

© 2024 newcity55.ru - Строительный портал - Новый город