Мозговой штурм способы сохранения информации в общении. Мозговой штурм - это что такое? Оперативный метод решения проблемы. Теневой мозговой штурм

Мозговой штурм способы сохранения информации в общении. Мозговой штурм - это что такое? Оперативный метод решения проблемы. Теневой мозговой штурм

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи .

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма.

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

Понятие «мозговой штурм» имеет в специальной литературе ряд си­нонимов. Так, употребляются термины «метод коллективной генера­ции идей», «мозговая атака», «брейнсторминг» (от англ, brainstorm - мозговой штурм).

Мозговой штурм, как и Дельфи, относится к груп­повым методам экспертизы. При всей разнице в принципах и техни­ках организации взаимодействия экспертов их объединяет внимание к психологическим эффектам межличностного взаимодействия. И ес­ли в рамках Дельфи был выбран путь заочной управляемой коммуни­кации, то создатели мозгового штурма сделали ставку на достижение максимального психологического эффекта от очного взаимодействия группы экспертов.

Применение метода мозгового штурма выходит далеко за пределы собственно оценивания того или иного признака. Это в большей степе­ни метод коллективного творчества, наиболее востребованный в ситуа­ции дефицита свежих идей и решений. Брейнсторминг особенно эф­фективен тогда, когда существующие подходы не дают приемлемых путей преодоления проблемной ситуации и требуются принципиально новые, нестандартные установки. Соответственно, в решении прогноз­ных задач метод мозгового штурма наиболее эффективен при норма­тивном прогнозировании, когда прорабатываются альтернативные це­ли и альтернативные пути их достижения.

Ключевой принцип мозгового штурма основан на том, что задача генерирования новых идей и задача их анализа и оценки решаются раздельно, т.е.:

Функция генерации и функция анализа выполняются разными, причем не пересекающимися по персональному составу группами людей. Выделяются «группа генераторов» и «группа аналитиков»;

Реализация обеих функций разведена во времени: сеанс генера­ции идей предшествует сеансу анализа. Таким образом, процедура брейнсторминга четко структурируется в две фазы: сеанс генерации, осуществляемый соответствующей специальной группой, и аналити­ческий этап, реализуемый другой специальной группой. Для каждой из этих фаз действует собственный комплекс правил.

Правила, регулирующие процедуру генерации идей, целиком ори­ентированы на достижение психологической атмосферы, максималь­но способствующей свободному высказыванию идей, которые любой участник сеанса считает нужным высказать. Действует установка, со­гласно которой среди большого числа идей с высокой вероятностью найдется хотя бы одна полезная, поэтому с ходу не отвергается ни од­но предложение. Ключевым правилом сеанса генерации, в значитель­ной мере определяющим специфику метода в целом, является запрет на любую критику.

На этапе подготовки экспертизы формируется аналити­ческая группа, в задачи которой входит: а) обеспечить содержатель­ную и организационную подготовку сеанса генерации; б) проанали­зировать его результаты и сформулировать итоговое заключение.

Прежде всего производится формулировка проблемы, которую бу­дут решать участники сеанса генерации. В брейнсторминге она за­вершается созданием двух типов «конечного продукта»:

Проблемной записки - краткого текста, описывающего суть проблемы. В ряде случаев (в зависимости от характера проблемы и за­дач экспертизы) проблемная записка может содержать генезис про­блемной ситуации, описание уже предпринимавшихся попыток ее преодоления, оказавшихся неэффективными, и т.д.;

Одного конкретного, ключевого вопроса, выражающего квинтэс­сенцию проблемы; этот вопрос станет непосредственным заданием участникам сеанса генерации.

Такой подход предъявляет не только организующие, но и содержа­тельные требования к формулировке проблемы аналитической груп­пой. Если проблема носит компонентный, сложносоставный харак­тер, ее следует разбить на несколько подпроблем (осуществить декомпозицию проблемы), каждая из которых может стать предметом отдельного мозгового штурма. На один сеанс генерации идей следует выносить относительно простую проблему, «умещающуюся» в один вопрос, чтобы эксперты имели возможность полностью на ней сконцентрироваться. В противном случае велик риск, что сеанс генерации как бы «разбежится по разным рельсам»: одна часть группы будет об­суждать один аспект проблемы, другая - другой, и процедура будет неэффективной.

Следующая важная задача группы аналитиков - определить со­став группы генераторов. В методе мозгового штурма эта задача решается в соответствии с весьма специфичными правилами.

Во-первых, жесткие ограничения накладываются на численность экспертов (генераторов). Оптимальным считается сеанс генерации, в котором принимают участие от пяти до двенадцати человек, но стро­го не более пятнадцати. Данное правило сформулировано на основе закономерностей, выявленных социальной психологией относитель­но малых групп: если количество членов группы существенно превышает двенадцать человек, она разбивается на несколько малых групп. В ситуации совместной генерации идей дробление группы на части будет препятствовать созданию кумулятивного эффекта коллектив­ного творчества группы.

Во-вторых, в свойственном брейнстормингу подходе есть особое понимание требований, которые предъявляются к участникам сеанса генерации. Если в традиционных экспертных методах и в методе Дельфи эксперт - это человек, владеющий информацией по данной проблеме, то в мозговом штурме быть специалистом по рассматрива­емому вопросу не только не обязательно, но и - во многих случаях - даже нежелательно. Основная функция эксперта в процессе генера­ции идей - выдвижение новых подходов, нестандартных предложе­ний; у специалиста же зачастую присутствуют своеобразная «профес­сиональная зашоренность», элементы традиционности мышления, соответствующие сложившимся в данной предметной области сте­реотипам. Поэтому к участию в сеансе генерации часто привлекают людей, представляющих смежные или даже принципиально другие профессии и области знания. Такой подход обеспечивает не только ослабление традиционности мышления, но и возможность использо­вать результаты, достигнутые в других сферах общественной жизни. Бывают случаи привлечения к сеансу генерации детей, чье мышление максимально свободно от стереотипов.

Квинтэссенцию подхода, который используется в методе мозгово­го штурма, в какой-то мере отражает следующая история.

Во время Второй мировой войны английский флот нес большие поте­ри от немецких торпед. Научные институты не смогли предложить эф­фективные средства защиты. Тогда в штабе собрали представителей всех отделов, служб и основных специальностей. Каждый должен был выска­зать любое предложение. Присутствующий синоптик высказал абсурд­ную мысль: при торпедной атаке собрать всех на один борт и дуть на во­ду. Образующееся при этом вихревое (турбулентное) движение воды будет отгонять торпеду. Находящийся там же физик подхватил идею, ска­зав, что создание такого движения логично поручить машине. Участник совещания - электротехник предложил сконструировать электроаппа­рат, создающий вихревое поле. Через несколько недель аппарат был сконструирован.

Другой классический пример связан с физикой полупроводников: существовала проблема припайки золотых проволочек - очень тон­ких и тут же сгоравших. Присутствовавший на мозговой атаке дантист предложил метод вдавливания, применяемый в зубопротезном деле, и проблема была решена.

Группа генераторов должна по возможности состоять из людей, занимающих примерно одинаковое служебное и общественное поло­жение. Весьма желательна также высокая коммуникабельность чле­нов группы. Эти предпочтения обусловлены задачей обеспечения комфортной психологической атмосферы сеанса генерации. Нако­нец, члены группы не должны быть лично заинтересованы в опреде­ленном варианте решения проблемы - и уже тем более в отсутствии ее решения.

На подготовительной стадии мозгового штурма осуществляется материально-техническое обеспечение сеанса генерации идей. Эта рабо­та во многом аналогична подготовке к проведению фокус-группы:

Необходимо отдельное помещение, в котором участники генера­ции чувствовали бы себя комфортно;

Организация пространства этого помещения должна способство­вать созданию атмосферы психологической раскрепощенности, сво­бодной коммуникации участников сеанса. В частности, как и при проведении фокус-группы, стулья (кресла) расставляются кругом или полукругом;

Обязательной является дословная фиксация всех высказываний. Соответственно, необходимо иметь звукозаписывающую аппаратуру, как правило диктофон.

В отличие от фокус-групп, для проведения сеанса генерации идей не требуются одностороннее зеркало и видеокамера. В брейнсторминге не важны мимика и пантомимика; важно то, что говорится экспертами.

Остановимся на особенностях сеанса генерации идей. Им руководит ведущий, называемый также модератором или медиа­тором, который является единственным представителем аналитичес­кой группы в рамках данного этапа работы.

Модератор выполняет следующие функции:

Следит за соблюдением участниками сеанса основных правил, ключевым из которых является запрет на критику высказываемых суждений;

Устанавливает регламент и контролирует его исполнение. Несмо­тря на то что процедура сеанса генерации должна быть минимально «заорганизованной», регламент все же необходим. Прежде всего лими­тирована должна быть продолжительность высказываний генераторов: обычно не более минуты на одну реплику. Этого достаточно, так как сеанс генерации не предполагает формулирования сколько-нибудь развернутой аргументации высказываемых идей. Пространные вы­ступления одного или нескольких участников с высокой вероятностью приведут к тому, что другие генераторы утратят включенность в про­цесс дискуссии;

Следит за тем, чтобы дискуссия развивалась в рамках проблемно­го поля, заданного проблемной запиской и ключевым вопросом сеан­са (последний должен быть перед глазами участников; например, его можно крупно написать на доске или на бумаге). Для вопросов, свя­занных с политикой, риск отхода от проблемного поля особенно ве­лик. Нередко от решения конкретной проблемы группа переходит к обсуждению общих политических вопросов. Кроме прочего, это чре­вато возникновением конфликтных ситуаций, связанных с неизбежно различными политическими ориентациями участников сеанса ге­нерации;

Не допускает «зацикленности» группы на одной конкретной идее. Важно количество и разнообразие высказанных мнений; должно быть как можно больше идей, ибо, согласно главной методологи­ческой предпосылке брейнсторминга, вероятность появления действительно ценной идеи прямо пропорциональна их общему числу;

Способствует созданию атмосферы свободного общения. Так, модератор должен пытаться поддерживать и развивать любую выска­занную идею независимо от того, насколько уместной и ценной она представляется ему на данный момент;

Принимает решение об окончании сеанса генерации идей, кото­рый не имеет фиксированной продолжительности. Сеанс заканчивается тогда, когда его полезность очевидно исчерпана - этот момент и должен почувствовать модератор. В среднем сеанс генерации длится около 40 минут. Первые примерно 20 минут уходят на «разогрев», до­стижение состояния включенности группы в решение предложенной проблемы. В успешном сеансе генерации следующие 10 минут проис­ходит так называемая «лавина идей», когда разнообразные предложе­ния «сплошным потоком» продуцируются членами группы. В этот мо­мент сеанс генерации достигает своего пика: как правило, именно тогда высказываются наиболее полезные идеи. Условием возникновения «лавины идей» является эффективное коллективное взаимодействие: мысли, идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться; генераторы идей должны как бы «раскачивать» друг друга. Собственно, интегральная задача модератора как раз и заключается в том, чтобы привести группу к состоянию «лавины идей».­

Разумеется, модератор должен быть целиком беспристрастен, он ни в коем случае не должен пытаться навязывать участникам группы тот или иной взгляд на решаемую проблему.

Еще примерно в течение 10 минут происходит спад «коллективно­го творческого напряжения». Количество высказываемых предложе­ний сокращается, начинается повторение сказанного ранее, и моде­ратор принимает решение о прекращении сеанса.

Результатом сеанса генерации является перечень предложений по решению поставленной проблемы, который формируется на основе расшифровки диктофонной записи сеанса. При расшифровке ни од­на идея не исключается, даже если производящему расшифровку со­труднику кажется, что то или иное высказанное предложение други­ми словами повторяет сказанное ранее. В целом важнейшим правилом анализа в рамках метода мозгового штурма является береж­ное отношение к результатам творческой работы группы генераторов, начиная с подготовки перечня предложенных идей и вплоть до фор­мулирования итогового заключения.

На первом этапе аналитической работы осуществляется классификация всех высказанных идей. Они группируются в соответствии с некими содержательными принципами, которые в каждом кон­кретном случае будут зависеть от специфики решаемой проблемы.

Этап классификации отнюдь не является сугубо формальным. За­дача аналитика - в процессе группировки идей разглядеть некие общие подходы, которые лежат за разнообразными формулировками. Зачастую именно общие подходы, а не конкретные предложения ложатся в основу разработки принципиально нового видения путей ре­шения проблемы.
Второй этап - собственно отбор наиболее полезных идей для по­следующей углубленной разработки. На данном этапе в полной мере действует принцип бережливости по отношению к высказанным предложениям. Важная особенность этой работы заключается в том, что аналитики не выбирают из перечня самое ценное, а, наоборот, постепенно отказываются от явно бесполезного. Так, сначала отвер­гаются идеи, которые уже рассматривались и несостоятельность которых была доказана; затем - очевидно практически не реализуемые и т.д. В каждом случае аналитик должен понимать, что решение о «вычеркивании» той или иной идеи является чрезвычайно ответственным и должно приниматься как бы «неохотно». Как и в случае с классификацией идей, важно стремиться не столько понять идею буквально, сколько увидеть некий общий подход, который кроется за конкретным (нередко кажущимся абсурдным) предложением. Так, в якобы абсурдном предложении «дуть на воду, чтобы отогнать торпеду» сумели разглядеть вполне рациональный и практически реализуемый принцип создания вихревого поля.

Третий этап - формирование списка идей и подходов, признан­ных ценными, и их синтез. Как бы конкретно ни была поставлена проблема, высказанные предложения могут отражать разные аспекты ее решения. В некоторых случаях наибольший интерес может представлять именно комплекс решений, действий или подходов, а не каждый из них в отдельности.

Выделяются следующие модификации (разновидности) традици­онного метода мозгового штурма:

Чередование пятиминутных мозговых штурмов с обдумыванием его результатов;

Чередование кратких (по 5-10 минут) периодов генерирования идей, дискуссии и группового принятия решений по частным аспектам решаемой проблемы с общей длительностью до 2 часов;

Последовательные этапы выдвижения предложений и их обсуж­дения (без резкой критики, но с оценками и дополнениями) и заключительный этап принятия решения.

Кроме того, существует особая разновидность брейнсторминга, именуемая деструктивным мозговым штурмом (иногда - критическим разносом). Его задача и, соответственно, комплекс основных правил по существу противоположны традиционному брейнстормингу. Объектом экспертизы является уже подготовленный документ, содержа­щий тот или иной способ решения определенной проблемы. Проце­дура генерации представляет собой выдвижение группой критических суждений относительно содержания документа, причем «защищатъ» его положения не разрешается. Иногда полезно применять деструк­тивный брейнсторминг в сочетании с традиционным: критическому штурму подвергается продукт аналитической группы, основанный на классической генерации идей.

Решить одну проблему можно многими способами. Однако недостатком человеческого мозга является то, что он зачастую зацикливается на одной-двух способах выхода из ситуации. Чтобы увидеть все многообразие вариантов, человеку предлагает испробовать метод мозгового штурма. Данная технология помогает рассмотреть самые немыслимые способы решения ситуации, которая на первый взгляд кажется неразрешимой.

Неразрешимых ситуаций не существует, убеждены специалисты сайта психологической помощи сайт. Просто не всегда человек видит, что он может сделать. Просто не всегда те варианты, которые он уже продумывает, ему интересны. Просто не всегда человек смотрит на ситуацию в целом, поэтому не видит других возможностей.

Технология «Мозгового штурма» предназначена как раз для нахождения выхода из любой ситуации, нахождение большого количества вариантов ее решения. Порой благодаря данному способу можно найти такое решение, которое ранее не использовалось, является новшеством для ситуации.

Что такое мозговой штурм?

Мозговым штурмом называется методика обсуждения группой людей одной проблемы с целью нахождения максимального количества вариантов ее решения. Здесь приветствуется творческий подход, нестандартность и безграничность рассмотрения проблемы. Здесь используется метод безоценочного предложения вариантов, когда участники во время мозгового штурма предлагают абсолютно любые, даже самые немыслимые варианты решения проблемы, которые записываются и считаются верными.

Лишь на этапе отбора эффективных вариантов решения проблемы включается критическая часть, когда участники отсеивают нереалистичные решения, а также неэффективные, оставляя лишь те, которые наиболее кажутся правильными.

Мозговой штурм – это этап безоценочного суждения, когда человек может позволить своей фантазии дать волю. Здесь не будет критики, осуждения или насмешек. Даже самая нелепая идея может оказаться правильной. Однако этого невозможно понять, пока человек не позволяет себе рассуждать безгранично.

Главный принцип мозгового штурма заключается в том, что человек может выдвигать абсолютно любые идеи, конечно, по делу. Они не оцениваются, учитываются, записываются и предлагаются в дальнейшем на рассмотрение. Идеи могут быть банальными, фантастическими, нереалистичными, связанными с другими вещами и т. д. Все это не имеет значения, пока происходит мозговой штурм – ситуация, когда , сознанию и подсознанию дается полная воля. Все является правильным. Все приветствует. Любая идея может оказаться верной.

Пока происходит мозговой штурм, идеи не критикуются и не анализируются. Однако уже на этапе выбора идеи для решения ситуации включается критическая оценка. Рассматриваются все предложенные варианты, разбираются, анализируются и отсеиваются те, которые экспертами считаются неэффективными.

Мозговой штурм дает поразительные результаты, поэтому его применение предлагается компаниям и даже группе людей, которые столкнулись с какой-то проблемой:

  1. Группа лиц, у которых есть разный опыт и знания, могут выдать больше идей, чем люди с одинаковым мышлением или специализацией.
  2. Во время мозгового штурма, когда людей не ограничивают в выражении своих идей, предлагаются такие варианты, которые являются наиболее эффективными, нежели уже ранее применяемые знания.
  3. Очевидным становится то, как много вариантов существует у одной проблемы, которая на первый взгляд могла казаться неразрешимой.

Итак, нет неразрешимых проблем, просто отсутствуют варианты, которые бы решали ее. Для этого необходимо собрать группу из лиц, которые не похожи по своему мировоззрению, профессиональным знаниям, жизненному опыту и даже образу жизни. Чем разнообразнее контингент, тем лучше, поскольку каждый человек смотрит на ситуацию по-своему (не так, как другие лица).

Затем выдается проблема, которую группа людей должна решить так, как они ее видят и как сами бы ее решали. Здесь позволяется фантазировать, предлагать самые немыслимые решения и варианты, особенно если проблема на первый взгляд кажется неразрешимой. Любая идея, которая выдается одним человеком, может натолкнуть на правильную мысль другого участника процесса.

В результате мозгового штурма оказывается более ста вариантов решения одной ситуации, среди которых можно выбрать наиболее подходящий и эффективный. Причем проблема может быть абсолютно любой из любой сферы жизни.

Метод мозгового штурма

На сегодняшний день многие компании используют метод мозгового штурма – когда собирается компания людей для обсуждения одной проблемы. Здесь отсутствует иерархия, правильность и неправильность мнения. Здесь каждый имеет право выражать свою мысль, доказывать ее, аргументировать. Здесь каждый волен погружаться в самые немыслимые размышления, если он видит в них решение проблемы.

Мозговой штурм – это метод обсуждения группой лиц одной проблемы с целью нахождения многообразия вариантов ее решения. Причем на первоначальном этапе ставится цель просто найти варианты, развить идеи, предложить все, что приходит в голову, без оценок, критики и раздумий.

Мозговой штурм хорош тем, что участники могут наталкивать друг друга на определенные мысли. Обычно отдельный человек мыслит в пределах своего опыта, как бы он решил конкретную задачу. А это говорит о том, что человек знает максимум 3 способа решения ситуации. Когда же происходит обсуждение, человек начинает смотреть на ситуацию более широко. Он уже начинает замечать то, на что его натолкнули другие люди. А это уже позволяет предложить несколько больше способов решения проблемы.

Вместе с тем сам человек может наталкивать людей на определенные мысли. Его идеи побуждают других тоже расширять свое видение ситуации и варианты ее решения.

При мозговом штурме люди выдают варианты, к которым они обычно не пришли бы в одиночку. Вот почему так приветствуется работа в группе с людьми различных направлений в мышлении и мировоззрении, поскольку это позволяет каждому участнику расширять свой взгляд на ситуацию.

Мозговой штурм – это коллективная работа по нахождению нового способа решения вопроса. Он может быть использован абсолютно в любой сфере жизни, не только на работе. К примеру, можно использовать мозговой штурм в школьной программе:

  1. На уроке литературы с целью обсуждения вопроса, о чем говорит автор в своем стихотворении.
  2. На уроке истории с целью нахождения мотивов поступков тех или иных исторических персон.

Мозговой штурм позволяет человеку высказать свое мнение, остаться услышанным и не быть оцененным, откритикованным. Его мнение такое же правильное, как и мнение других участников дискуссии. Все это позволяет человеку раскрепоститься и наконец-то более широкого смотреть на ситуацию, действовать не по шаблону, видеть новые варианты решения любой проблемы.

Технологии мозгового штурма

Основателем мозгового штурма стал А. Осборн, который придерживался двух основных принципов:

  1. Отсутствие оценок на первом этапе, когда выдвигаются идеи.
  2. Качество решения зависит от количества участников, которые ее искали, и идей, которые ими были предложены.

На первом этапе автор предлагал включить свое воображение и полет мыслей. Поначалу людям свойственно думать логически над решением ситуации. Они нередко обращаются к опыту большинства, как такую же ситуацию решали другие люди. Однако автор говорит о том, что для нахождения нового, более качественного решения конкретной ситуации нужно применить воображение. Нужно перестать думать оценками и логикой. Нужно просто позволить себе пофантазировать, даже переместиться в параллельную реальность, где существуют другие законы Вселенной.

Как бы человек решил ситуацию, если бы он ни был ничем ограничен: деньгами, временем, физической силой, сферой влияния и даже законами Вселенной?

Каждая идея, которая выдвигается участником, записывается, считается такой же ценной, как и идеи более приземленные и логичные. Все идеи хороши – их не оценивают. Идеи можно дополнять, корректировать, развивать, но не игнорировать.

Группа из участников может состоять как из людей одной сферы деятельности, так и различных. Хорошо, если между участниками не будет иерархии либо она будет устранена, как и прочие ограничения. В процессе мозгового штурма должны быть устранены все возрастные, половые, иерархические и прочие конфликтные критерии. Все участники равны, ценны и умны.

Количество человек может быть от 6 до 12. Самым оптимальным считается количество в 7 человек. Организаторы должны позаботиться о том, чтобы все участники были заинтересованы в решении вопроса, а также не были скептически настроенными.

Этапы мозгового штурма

Мозговой штурм состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный – здесь оглашается проблема, собирается группа и выбирается ведущий.
  2. Генерация идей. Каждый участник имеет право говорить в любое время, выдавать идеи, которые он придумал, не оценивать и не критиковать ни свои, ни чужие идеи, не ограничивать себя ни в чем.
  3. Отбор, систематизация, оценка. Именно на данном этапе рассматриваются все предложенные варианты, отбираются наиболее лучшие, которые участники должны аргументировать.

На начальном этапе проведения мозгового штурма не следует надеяться на гениальные идеи. Обычно люди начинают с того, что выдают типичные, банальные, простые и уже всем известные варианты решения поставленного вопроса. Однако когда обсуждение логичных ответов достигнет своего финала, а ведущий будет требовать выдачи новых идей, даже самых немыслимых, тогда участники включат свое воображение и начнут выдавать необычные, фантастические и немыслимые идеи.

Виды мозгового штурма

Поскольку многие компании уже пользуются мозговым штурмом, выделяют несколько его видов:

  • Обратный метод – когда нужно усовершенствовать уже готовый продукт, услугу. Здесь рассматриваются недостатки продукции, возможные варианты негодования клиентов, варианты усовершенствования данной функции.
  • Теневой метод – когда одна группа людей выдает идеи вслух, а вторая группа записывает идеи, которые у них возникли в процессе прослушивания первой. Затем идеи передаются специалистам, которые их и рассматривают, комбинируют.
  • Комбинированный метод – использование теневого и обратного методов.
  • Метод двойного прямого штурма – когда проблему обсуждают один раз, а затем те же участники собираются через 2 дня повторного обсуждения. Считается, что люди после первого мозгового штурма наиболее включают свое подсознание, которое может выдать новые идеи решения ситуации.
  • Обратно-прямой тип – когда прогнозируется ход самого мозгового штурма.
  • Индивидуальный мозговой штурм – когда в процессе участвует всего лишь один человек, которому дается на все 10 минут.
  • Брейнрайтинг – когда идеи не высказываются, а записываются, а затем передаются другим участникам.
  • Визуальный мозговой штурм предполагает разработку эскиза решения ситуации.
  • Мозговой штурм с применением доски, на которую участники помещают листочки со своими идеями.
  • «Японский» — когда выдвигает идеи один человек, а остальные участники его анализируют, критикуют, совершенствуют.
  • «Соло» — когда специалист записывает все возникающие в его голове идеи на листочке и ведет специальную картотеку.

Итог

Мозговой штурм является эффективным способом решения любых проблем. Поэтому им могут пользоваться люди в любой сфере жизни и для развития творческого потенциала, расширения своего мировоззрения и подхода к ситуациям.

Разработка инновационной стратегии компании и реализация локальных инновационных проектов связаны с регулярными управленческими исследованиями и проблемами, возникающими практически на каждом этапе данных процессов. Принятие решений с позиции проблемно-ориентированного мышления требует от менеджмента привлечения специальных форм коллективной работы. Мозговой штурм (МШ) является одним из действенных средств креативной групповой деятельности, как нельзя кстати подходящим к инновации.

Возникновение и становление метода

Как и любая популярная методика, практика мозговой атаки или мозгового штурма обросла целым рядом легенд и мифов. Одна из подобных историй гласит, что еще во времена древних нормандских викингов существовала традиция собираться всей командой в центре ладьи с целью быстрого поиска выхода из критической ситуации и по кругу выражать свои идеи. Каждый из воинов, начиная с самых младших и заканчивая вождем, по очереди выкрикивал видение решения, а кормчий подводил итог и делал выбор. Представляется, что подобный «велосипед изобретался» в каждом поколении и в каждой нации, потому что правила его укладываются в логику обыкновенного здравого смысла в управлении людьми.

С развитием менеджмента как научной методологии многие управленческие средства стали закрепляться за авторами в видоизмененных интерпретациях. Особенно это ярко проявилось в американском научном творчестве прошлого столетия. Метод мозгового штурма – яркое метафоричное название инструмента коллективной активации креативного мышления, которое журналист, писатель и менеджер Алекс Осборн ввел в деловую культуру Запада в 40-50-х годах. Название техники «мозговой штурм» (Brainstorming), стало популярно сначала в Америке, затем в Европе. К слову сказать, данный метод коллективной генерации идей широко применялся в НИИ, КБ СССР, но его чаще называли методом мозговой атаки.

Правила мозгового штурма в советские годы несколько отличались от современных. Однако и темп жизни в научных учреждениях, особенно в период застоя, был ниже. Волею судеб в 80-х годах я присутствовал на одном из таких мероприятий, проводимого в КБ отраслевого института в сфере машиностроения. Два конкурирующих отдела работали над родственными проектными задачами. В одном из ключевых проектов возникла техническая проблема, с которой никак не могла справиться группа разработчиков. На техническом Совете КБ было предложено провести сборный семинар на тему «Повышение скорости разработки узла L с одновременным повышением качества выходных параметров агрегата М». Формой семинара была избрана мозговая атака.

Надо признать, что лучшие руководители советской формации прекрасно разбирались в тонкостях управленческой психологии и даже иногда педагогики. И именно социально-психологические закономерности деловых коммуникаций играли (и по сей день играют) ключевую роль для повышения креативности на совещаниях. Проводить мозговой штурм в тот момент был назначен ГИП по проблемной теме. Цели и задачам мероприятия он уделил первоочередное внимание. После их успешной формулировки с начальником отдела кадров был тщательно обсужден и подобран состав участников семинара.

Методика мероприятия предполагала формирование двух групп: генерации идей и их отбора. В первую вошли опытные и молодые конструктора, технологи из обоих отделов (численность – 10 участников), во вторую приказом были назначены три члена научно-технического совета и два заместителя руководителя института. В назначенное время на семинар были приглашены участники группы генерации. Прозвучал доклад одного из ведущих конструкторов по ходу ОКР и возникшим затруднениям. Затем слово взял ГИП. Очень доступно и спокойно он изложил, что сейчас коллегам предстоит высказать свои мысли о том, какое решение ускорит проектирование без потери качества изделия. Было наложено табу на любого рода критику.

На следующем этапе началась дискуссия без критических замечаний, которая продолжалась один час. Выступали вразнобой, все высказываемые идеи протоколировались секретарем. Назначили пятиминутный перекур, во время которого обсуждение обрело более острый характер, возросла активность неформальных лидеров коллектива, возник спор. Постепенно дискуссия перешла в комнату проектировщиков. ГИП мягко, но твердо направил выступающих, напомнив ключевую проблему, цель и задачи семинара. Так прошло еще 30 минут мозгового штурма. Всего было сгенерировано около 40 предложений, они анонимным списком легли на стол ведущему. ГИП подвел итог семинара и поблагодарил присутствующих за участие.

Через день собралась группа оценки идей. Мозговой штурм был продолжен на новой фазе, значительно спокойнее, чем предыдущий этап. Члены группы пришли уже подготовленными с пометками на полях заблаговременно предоставленных им списков. Один из заместителей директора сделал предложение по критериям отбора идей, и полемика сначала развернулась вокруг этого вопроса. Когда же он был улажен, дискуссия и голосование прошло быстро и продуктивно. Что обратило на себя внимание в тот момент? Было ощущение, что процедура затянута и слишком медленная, но результат оказался весьма добротным, а решение эффективным.

Принципы и правила мозговой атаки

За прошедшие десятилетия в России изменился не только строй, но и управленческая культура. Скорости деловых событий резко возросли, производительность труда в национальных масштабах снизилась, деловая культура стала куда как более пестрой. Технологии коммуникаций получили значительное развитие, но и качество контактов ухудшилось. Ответственность решающих задачи лиц стала в принципе ниже, креативность сместилась в область личных интересов в ущерб интересам дела. Поэтому-то есть ощущение, что качество вырабатываемых решений в 70-80-е годы было выше не только у нас в стране, но и на Западе. Однако есть одно интересное «НО»: изощренность и результативность такого метода, как мозговая атака, стала почти безупречной!

Причина кроется в общем усложнении ведения бизнеса, увеличении числа факторов риска, в глобализации деятельности и открытости экономики. Настоящий тренд объективен и неотвратим, особенно в условиях инновационного вызова и многократного обострения конкуренции на международных рынках. Мозговой штурм распространен в менеджменте, но его потенциал еще далеко не исчерпан в экономике инновационного типа, поскольку проблемных зон становится только больше. Прогнозирование и постановка инновационной задачи, оценка, ранжирование и управление рисками, НИР и ОКР, функциональные переходы к коммерциализации и процессуальные циклы – все это только увеличивает число применения метода.

Под дискуссией для целей рассматриваемой темы мы договоримся понимать публичное обсуждение проблемы, связанной с инновацией, которое допускает или запрещает спор между участниками, основанный на аргументации высказываемого тезиса-суждения. Правилами мозговых штурмов допускается дискуссионная форма, в которой спор сведен на нет, поскольку в споре очень сложно при оппонировании не впасть в критику, являющуюся для данной методики недопустимой. Критика является ключевым ступором креатива в коллективной творческой деятельности.

Цель мозгового штурма – получить нетривиальный результат решения проблемы за счет разделения этапов генерирования и отбора идей. Задачей первого этапа является получение максимального числа предложений без их фильтрации и критического анализа на предмет «дикости», абсурдности, неадекватности, невыполнимости и т.п. Результатом этапа отбора являются идеи, получившие формулировки, готовые для перехода к фазе планирования. Принципы организации и проведения мозговой атаки состоят в следующем.

  1. Смена привычной обстановки, выездной характер мероприятия для целей результативности.
  2. Принцип особого энергетического (психоэмоционального) настроя ведущего и участников.
  3. Поиск интерактивного эффекта «перекрестного опыления», когда предыдущие выступления побуждают на новое выражение позиции.
  4. Поиск идей, а не строительство планов.
  5. Принцип приоритета количества перед качеством идей.
  6. Принцип отказа от субъективной оценки на этапе генерирования идей.
  7. Принцип пресечения полемики со стороны оппонентов любого типа.
  8. Принцип фокусировки на проблеме и теме обсуждения.
  9. Принцип равноудаленности ведущего от участников в обеих группах.

Правила проведения мозгового штурма на этапе генерирования идей состоят в следующем:

  • наложение табу на критику предложений в любой форме (вербальной и невербальной);
  • создание внутренних состояний и особой атмосферы с небольшим позитивным настроем;
  • правило расположения участников по кругу с общим визуальным контактом;
  • ведущий и помощник держатся вместе возле доски или флипчарта;
  • ограждение мероприятия от организационных сбоев, обеспечение его плавности;
  • поощрение высказываемым суждениям и идеям, особенно носящим характер инсайта, фантазии и креатива, выражаемым в краткой форме;
  • проведение этапа с поддержкой свободы ассоциаций и творческого настроя;
  • ограничение временного регламента 1 астрономическим часом;
  • правило завершения штурма на позитивном настрое и на подъеме;
  • объявление перерыва в случае снижения активности участников.

Алгоритм применения метода

На правилах, описанных в предыдущем разделе, базируется стадия генерирования идей. Но перед этим этапом существует еще масса задач, которые обязан выполнить постановщик задачи и назначенный ответственным за совещание ведущий. Основные этапы мозгового штурма предваряет большая подготовительная работа так называемого нулевого этапа , его последовательность состоит из действий:

  • формулирование ключевой проблемы, которую призван решить мозговой штурм;
  • определение целей совещания генерирующей группы;
  • отбор и выбор кандидата на роль ведущего совещания;
  • постановка и принятие задачи мозговой атаки;
  • коррекция задачи в ходе ее проработки на этапе отбора идей;
  • подбор участников в группу генерирования идей;
  • подбор аналитиков в группу оценки и формализации идей;
  • подбор участников в группу генерирования контридей (для отдельных модификаций метода);
  • подготовка помещения, техники, доски, принадлежностей;
  • назначение секретаря совещания и распределение ролей между участниками;
  • подготовка сценария мероприятия (в некоторых случаях);
  • психологический настрой ведущего на совещание.

Первый этап – генерирование идей. Место и время проведения основного совещания имеет значение, поскольку требуется создание особой атмосферы мероприятия и специального настроя участников на работу с тем, чтобы их ничего не отвлекало от погружения в творческий процесс. Метод мозгового штурма чаще всего подробно описывает именно этап генерирования, что не совсем полно отражает суть техники. Данный этап значительно проще провести в территориально обособленном месте, например, в отдельно снятом конференц-зале в отдалении от офиса компании. Порядок его выполнения в полноценном варианте состоит из следующих шагов.

  1. Представление участников (если в этом есть необходимость). Ведущий обрисовывает проблему, цель, задачи мероприятия. Иногда по проблеме с коротким докладом выступает один из участников мероприятия для лучшей ориентации присутствующих.
  2. «Разогревающее» мероприятие, повышающее психоэмоциональную активность участников (микротренинг, техника психоэвристического стимулирования). Выполняет привлеченный HR или специализированный тренер.
  3. Круговое генерирование идей с кратким протоколированием на доске или флипчарте.

При проведении мозговой атаки естественным образом проходит смена нескольких стадий: «разогрев», моменты исчерпания креативности, всплески, угасание творческого потенциала, завершающая стадия генерирования. Мозговому штурму на данном этапе в обязательном порядке следует придавать плавность хода, «рваный режим» совещания допускать нельзя. Многие неопытные ведущие спешат, искусственно ускоряют темп мероприятия, это ошибка. Лучшие результаты достигаются при размеренном ходе событий и спокойном обсуждении идей.

Второй этап мероприятия выполняется другой группой экспертов-аналитиков и следует задаче анализа отбора ценных идей из списка, наработанного группой генерирования. Основные стадии данного этапа представлены на схеме ниже.

Стадии этапа экспертизы наработанных идей входе мозгового штурма

Классификация видов мозгового штурма

Рассматриваемая нами методика со временем постепенно развивается и претерпевает модификации, и в настоящее время число разновидностей метода достаточно велико. Связано это с попытками нивелировать присутствующие в нем недостатки и усилить достоинства. Главным его достоинством является доступность и высокая вовлекающая сила, которая проявляется в большинстве случаев грамотного подхода к технике. Основные плюсы и минусы метода вынесены в отдельную таблицу, представленную далее.

(нажмите для увеличения)

Какие можно выделить виды мозгового штурма? Наиболее широкое распространение имеет традиционный или классический метод. Его отличительными чертами являются быстрый сбор, короткая длительность, объединение в одну сессию этапов генерирования и отбора идей. В последние годы развитие также получили следующие разновидности мозгового штурма.

  1. Обратный МШ. В наибольшей степени подходит к инновационной деятельности в области продуктовых инноваций и разработки новых видов изделий. В нем применяется техника анализа дефектов, в которой сначала выявляется максимально полный перечень недостатков производимой продукции и заложенных в нее технических и маркетинговых идей. Также выявляются те потенциальные проблемы с продуктом, которые идеологически уже заложены в нем. Все это служит серьезным базисом креатива генерации прорывных инновационных решений.
  2. Теневой МШ. Генераторы идей разделяются на две подгруппы вместо одной. Первая из них действует в условиях прямой (классической) мозговой атаки. Вторая подгруппа явно или скрытно наблюдает за ходом совещания активной подгруппы, и каждый «теневой» участник молча записывает свои идей, возникающие под воздействием наблюдаемого обсуждения.
  3. Комбинированная мозговая атака. Данный метод мозгового штурма предполагает комбинацию или повторение классической мозговой атаки или двух предыдущих методов. Например, мероприятие может выполняться в виде двойного прямого мозгового штурма или обратно-прямой мозговой атаки. В первом случае совещание повторяется после значительного перерыва (2-3 дня), что значительно активирует креативность участников-генераторов. Во втором случае обратный механизм запускает выявление всех недостатков и проблем, в прямой МШ гораздо легче решает их через найденные идеи-антиподы.
  4. Индивидуальный МШ в отличие от коллективного мероприятия предполагает самооценку выдвигаемых идей. Однако оценочные мероприятия проводятся спустя время – через неделю и более.
  5. Другие методы, дополняющие разнообразие средств мозговой атаки. К ним относятся: челночный МШ, брейнрайтинг, метод мозгового штурма на доске, мозговая атака в стиле «Solo», визуальный МШ и мозговая атака в японском стиле. Этим списком полный перечень модификаций метода не исчерпывается.

По существу рассмотренный в настоящей статье метод является универсальным средством нахождения критических мест и поиска решений для управленческих исследований в инновационных проектах, в прогностике, в идентификации и факторном анализе рисков. Кроме того, он является одним из самых полезных инструментов проектной практики в целом, когда PM нуждается в быстрой и продуктивной мобилизации команды на оригинальный выход в ситуации. При освоении метода рекомендую начинать его применение с классической (прямой) формы. По мере достижения успеха в базовой модификации можно смелее прибегать к использованию развитых методов, что, безусловно, принесет новые более значимые эффекты.

Сущность метода мозгового штурма заключается в том, что отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной.

Метод "мозгового штурма":
  • достаточно оперативен и надежен;
  • это максимум идей за короткий отрезок времени;
  • это отсутствие какой-либо критики;
  • это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Этот метод специально разработан для получения максимального количества предложений. Его эффективность поразительна: 6 человек за полчаса могут выдвинуть 150 идей. Бригада проектировщиков, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли о том, что рассматриваемая ими проблема имеет такое разнообразие аспектов.

Техника проведения мозгового штурма

Техника мозгового штурма такова. Собирается группа лиц, отобранных для генерации альтернатив. Главный принцип отбора — разнообразие , квалификаций, опыта (такой принцип позволяет расширить фонд априорный информации, которой располагает группа). Сообщается, что приветствуются все идеи, возникшие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников, в том числе и лишь частично улучшающие чужие идеи (каждую идею рекомендуется записывать на отдельной карточке). Категорически запрещается любая критика — это важнейшее условие мозгового штурма: сама возможность критики тормозит воображение. Каждый по очереди зачитывает свою идею, остальные слушают и записывают на карточки новые мысли, возникшие под влиянием услышанного. Затем все карточки собираются, сортируются и анализируются, обычно другой группой экспертов.

Число альтернатив можно впоследствии значительно увеличить, комбинирую сгенерированные идеи. Среди полученных в результате мозгового штурма идей может оказаться много глупых и неосуществимых, но глупые идеи потом легко исключить последующей критикой.

Условия и техника проведения мозгового штурма

Категории участников

  • Жестких ограничений нет, но лучше включать в группу работников с относительно небольшим опытом работы — они еще не имеют выработанных стереотипов.
  • При решении специфических задач необходимо приглашать специалистов (но они будут приглашенными, а не участниками).
  • Рекомендуется формировать смешанные группы (из мужчин и женщин). Как правило, наличие представителей разного пола оживляет атмосферу работы.
  • При проведении мозгового штурма желательно, чтобы количество активных и умеренных членов группы было примерно поровну.
  • Необходимо, чтобы разница в возрасте, служебном положении между членами группы была минимальной. Присутствие начальства также сдерживает и ограничивает ход протекания мозгового штурма.
  • Не рекомендуется приглашать на проведение мозгового штурма скептически настроенного руководителя, даже при условии его участия в роли наблюдателя.
  • Целесообразно время от времени вводить в группу новых людей, новые люди вносят новые взгляды, идеи, стимулирующие мышление.

Количество участников:

  • Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек. Оптимальное участников число — 7.
  • Не рекомендуется разбивать участников группы на более мелкие (2 и более).
  • Количество людей в группе также зависит от количества в ней активных и умеренных членов. Если больше активных, то количество людей в группе должно быть меньше, больше умеренных — наоборот.

Обстановка, место проведения

  • Для проведения мозгового штурма целесообразно место проведения использовать аудиторию или отдельную комнату, вдали от постороннего шума. На стене рекомендуется повесить плакат с основными правилами проведения мозгового штурма.
  • Желательно иметь доску, которую участники могут использовать для отображения своих идей. Столы и стулья рекомендуем расположить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса. Это облегчает контакт участников и повышает коммуникабельность. Если группа небольшая (5 — 6 человек) — наиболее удобен круглый стол.
  • Желательно иметь магнитофон: человек может не успеть вникнуть в идею и упустить ее.
  • Не забывайте, что юмор во время собрания необходим. Это способствует созданию непринужденной обстановки и творческой атмосферы.

Продолжительность и время

  • Как правило, продолжительность проведения мозгового штурма и время колеблется в пределах 40 — 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени.
  • При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения — 10-15 минут.
  • Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма — утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч).

Типы проблем, решаемые методом мозгового штурма

  • Метод мозгового штурма позволяет решать любую проблему, решаемые методом имеющую несколько возможных вариантов решений. Проблемы, мозгового штурма имеющие только один ответ или ограниченное число возможных решений, не подходят для решения этим методом.
  • Необходимо также избегать решения слишком общих, абстрактных проблем.
  • Рекомендуется избегать полного решения проблемы за одну сессию. Если начальная формулировка слишком широка и обобщена, следует подразделить ее на ряд подпроблем.
  • Метод мозговой атаки можно с успехом использовать для сбора информации, а не идей, т. е. для выяснения источников или формирования вопросов анкеты.
  • Проблемы для обсуждения рекомендуется формулировать просто и ясно.

Озвучивание проблемы

  • Тема мозгового штурма раскрывается участникам заранее, за несколько дней до обсуждения. В этом случае ведущий (председатель) представляет краткое изложение темы или проблемы (до 5 мин, объемом на пол-листа), раздает ее участникам заранее.
  • Ознакомление участников мозговой атаки с темой или проблемой непосредственно при проведении мозгового штурма.
  • Существует также и смешанный способ подачи темы или проблемы для мозговой атаки. То есть заранее сообщается частичная, а не полная информация по проблеме.
  • Показать или проиллюстрировать путь развития проблемы или ситуации. Если это возможно, то лучше графически.
  • Дать рекомендации по выбору основных точек соприкосновения. Использовать диаграммы, модели и все, что наилучшим образом подходит для этой цели. Желательно все это показать и объяснить просто и четко.
  • Суммировать имеющиеся точки зрения, показать их преимущества и недостатки. Еще раз подчеркнуть необходимость решения.

Роль руководителя (лидера)

  • Основные функции руководителя заключаются в информировании всех участников о правилах мозговой атаки, в (лвдера) контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы.
  • Важно, чтобы руководитель сам участвовал в генерировании идей. Он одновременно должен выполнять роль стимулятора или катализатора в случае замедления темпа генерирования идей. Хороший руководитель, как правило, должен заранее иметь список возможных решений проблемы.
  • Роль руководителя заключается также в подборе участников мозгового штурма как минимум за 2 дня до ее проведения.
  • Эффективный руководитель постоянно подбрасывает «дикие» и безрассудные идеи и предложения, чтобы продемонстрировать, что они поощряются.
  • Иногда бывает, что группе участников трудно избавиться от традиционных подходов, стереотипов в решении проблемы. В этом случае рекомендуем использовать маленькую хитрость: руководитель останавливает ход мозгового штурма и вводит ограничения: в течение 2-3 минут предлагать только непрактичные, самые необычные идеи.
  • Часто бывает, что участники продолжают генерировать интересные идеи и после проведения собрания. В этом случае задача руководителя — собрать группу через несколько дней и зафиксировать эти идеи.

Оценка идей

  • Для оценки идей необходимо выбрать критерии. Критериями оценки могут быть актуальность, практическая реализация, решаемость собственными силами, новизна и т. д.
  • Оценка идей может осуществляться той же или другой группой по составу. Если оценка осуществляется той же группой участников, то, как правило, она производится через несколько дней.

Правила проведения мозгового штурма

Правило 1: Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма

Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством. Высказываемые участниками идеи, пусть даже самые сумасшедшие, могут служить отправной точкой для развития мыслительного процесса других участников. В этом и заключается преимущество коллективного мышления над индивидуальным. Любая, даже самая малая, оценка высказанной идеи может повлиять на весь процесс проведения мозгового штурма. Он будет успешным, если каждый участник направит свои усилия в конструктивное русло.

Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей

Целью мозгового штурма, как коллективного творческого процесса, является поиск нестандартных, нетрадиционных идей. В противном случае этот процесс может превратиться в обычное совещание, на которых чаще всего предлагаются и обсуждаются именно стандартные идеи и решения, которые не всегда являются результативными и эффективными.

Для появления творческих идей необходим определенный настрой, когда мысли свободно проносятся в нашей голове. Это состояние характеризуется включением в работу нашего подсознания. Для появления такого настроя участников мозгового штурма следует

проводить специальную разминку с задачами на анализ и синтез, ассоциативные связи и т.д.

Высказывая свои идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они на практике или нет, так или иначе, многие из них, возможно, помогут найти эффективное решение.

Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей

Как уже упоминалось, для проведения мозгового штурма наиболее важно количество высказанных идей, чем их качество. Та как генерировать идеи участники должны (и могут) в течение небольшого ограниченного времени, то они должны научиться использовать уже высказанные другими участниками идеи для быстрого обдумывания и предложения новых.

В практике работы таких групп можно отметить, что целью проведения мозгового штурма является выдвижение более 100 идей за 20 минут. Самым продуктивным (успешным) мозговым штурмом является тот, при проведении которого за 20 минут предлагается 200 — 250 идей.

Правило 4: Обязательная фиксация всех идей

При проведении мозгового штурма должна быть зафиксирована каждая идея, даже если она повторяется. Все участники группы должны видеть все зафиксированные идеи, поэтому следует заранее к этому подготовиться.

Обычно идеи записывают маркерами на больших листах бумаги. Развесить их лучше заранее, перед началом мозгового штурма и разместить на стенах таким образом, чтобы они были хорошо видны каждому участнику.

Правило 5: Инкубация идей

После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Зачем нужен этот этап? Дело в том, что инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением проблемы. Перерыв в трудной проблеме позволяет также забыть несоответствующие подходы к ней.

Решению проблемы может мешать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода человек забывает старые и безуспешные способы ее решения. Опыт показывает, что в период инкубации человек продолжает работать над задачей бессознательно. Кроме того, во время перерыва в процессе решения проблемы может происходить реорганизация материала.

Этапы проведения мозгового штурма

Изучив правила мозгового штурма, теперь можно уделить внимание отдельным этапам успешного проведения мозгового штурма и оценки идей после их «инкубации».

Этап 1

Руководитель должен ознакомить участников группы с правилами проведения мозгового штурма. Лучше всего записать эти правила на плакате и на каждом собрании группы вывешивать его на стену таким образом, чтобы он был хорошо виден всем участникам.

Этап 2

Для успешного проведения мозгового штурма участникам необходимо настроиться на творческий лад. Руководитель проводит с участниками разминку, решая различные задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д. Лучше всего сотрудникам, являющимся участниками постоянно действующей команды, постоянно развивать свои творческие способности.

Затем рекомендуется провести репетицию мозгового штурма. Группе необходимо выбрать проблему (лучше бытового характера), в решении которой каждый из участников в некоторой степени компетентен, и провести краткий мозговой штурм (разминку) с целью перестройки мышления на творческий процесс.

Делайте так всегда, ведь только кажется, что каждый без труда сможет включиться в работу, но в действительности этого не происходит!

Формулировки проблем для проведения разминки приведены в Приложении 1.

Этап 3

Участникам группы следует подготовиться к проведению мозгового штурма развесить на стены большие листы бумаги, на которых будут зафиксированы поступающие идеи. При этом необходимо помнить, что при быстром темпе выдвижения идей могут появиться трудности в необходимости фиксирования их на бумаге. Фиксировать идеи в таком случае могут 2-3 человека поочередно. Можно принять и такие условия: участники фиксируют свои идеи на небольшом листе бумаги и высказывают их по очереди по просьбе ведущего.

Этап 4
  1. Проблема уже сформулирована, но ее определение слишком общее, требующее уточнения. В этом случае первоначальную формулировку следует разместить в качестве заголовка на большом листе бумаги.
  2. Группа не знает, над какой проблемой она будет работать, но в этом случае надо попытаться сформулировать общее направление поиска. В этом случае лучше всего начало общего заголовка может звучать так: «Каким образом мы можем... » и далее закончить фразу (что-то преобразовать, улучшить и т. д.). После окончательного выбора темы ее определение в виде заголовка также размещается на большом листе бумаги.
Этап 5

Процесс выдвижения идей может происходить разными способами. Существует много различных методик, основанных на принципах проведения мозгового штурма, некоторые из них описаны далее в данной главе. Но при разных вариантах проведения мозгового штурма обычно используют два подхода к процессу выдвижения идей.

1 подход. Участники могут высказывать идеи по очереди, в определенном порядке. Обычно руководитель предлагает высказаться очередному члену группы. Если кто-нибудь из участников не знает, что предложить, то он говорит: «Я пропускаю» и право высказаться переходит к следующему участнику. Руководитель (или специально выделенный для этого участник группы) фиксирует высказанные идеи на больших листах бумаги. Участникам же рекомендуется свои идеи фиксировать на небольших листках, чтобы не забыть их, пока он ждет своей очереди высказаться. В этом случае идеи поступают упорядочение и их легко зафиксировать. Кроме того, в процессе участвуют все члены группы.

2 подход. Второй подход является бессистемным, так как каждый участник группы может в любое время высказать свои идеи. В данном случае идеи высказываются свободно и естественно, но есть большая трудность с фиксацией идей. В этом случае можно увеличить количество человек, которые будут фиксировать идеи (обычно 2 — 3 человека). Минус такого подхода состоит в том, что такой подход не стимулирует направление мысли и не дает гарантии вовлечения в процесс выдвижения идей всех участников.

Этап 6

После того как все идеи зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Участникам группы рекомендуется после проведения мозгового штурма расстаться не менее чем на неделю, чтобы обдумать все высказанные идеи.

Лучше всего развесить листы с зафиксированными идеями на видном месте, где участники группы смогут постоянно видеть их. Кроме того, к обсуждению идей, высказанных во время проведения мозгового штурма, другие сотрудники предприятия добавляют свои идеи на развешенные листы (мозговая атака на доске).

Затем, по прошествии какого-то времени (чаще недели), участники группы проводят новый мозговой штурм по списку идей, составленному на предыдущей встрече.

Этап 7

Он дает начало процессу оценки. Это обычно происходит на следующем собрании группы. Наилучший способ организовать оценку идей из списка — это сгруппировать их по темам, прежде чем некоторые предложения будут отвергнуты как нереальные. После получения списка идей, сгруппированных по темам, следует рассмотреть каждую из них, чтобы выявить наилучшие идеи, которые могут быть быстро и легко реализованы.

Дальнейшие действия группы зависят от предмета мозгового штурма. Если его целью было определение проблемы, над которой предстоит работать, то группа должна выбрать основную тему, а затем сконцентрировать внимание на идеях, относящихся к ней, чтобы выявить наиболее подходящие для рассмотрения. В другом случае, если в результате мозгового штурма группа получила набор возможных вариантов решения проблемы, то следующим этапом будет их анализ методом Парето (см. главу 8) для выявления одного или двух наиболее пригодных вариантов. Принцип Парето также можно использовать для тщательного изучения идей при принятии точных решений.

Методы, основанные на принципе (технологии) мозгового штурма

Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме . Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа снова обменивается листками, и так продолжается в течение определенного времени (не более 15 минут).

Правила мозговой атаки распространяются и на записи мыслей: стремиться к большему количеству идей, не критиковать выдвинутые предложения до окончания занятий, поощрять «свободные ассоциации».

Рассмотрим пример.

Менеджеры парфюмерной фирмы решили применить метод записи мыслей в поисках новаторских идей для развития бизнеса. Каждый участник заседания записал свою идею на листке и обменялся с соседом. Один из менеджеров подумал о производстве нового сорта мыла и стирального порошка, в то время как другой внес в список предложение разработать новую линию по производству шампуня и бальзама для волос. Ну, а третий, когда к нему попал этот листок с этими двумя идеями, соединил их и предложил создать уникальный продукт: мыло, шампунь и кондиционер в одном флаконе.

Мозговая атака на доске

В рабочих помещениях можно повесить на стене специальную доску, атака на доске чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в течение рабочего дня. Повесить эту доску следует на видном месте. В центре ее должна быть написана — большими яркими (разноцветными) буквами — требующая разрешения проблема. Любой, у кого возникнет интересная мысль, способная помочь в решении данной проблемы, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нем идеей.

Мозговой штурм по-японски

В основе данной техники, разработанной японцами Кобаяси и Кавакита, лежит осознание необходимости единого для всех участников группы подхода к определению и решению проблемы. Этой технику еще иногда называют «Рисовым градом».

1) Определение проблемы
  • Руководитель группы перечисляет все понятия, относящиеся к теме (например, продажа, затраты, дистрибьюторские услуги, конкуренция).
  • Каждый из участников записывает на карточках факторы, связанные с рассматриваемой проблематикой, — один факт на одну карточку. Факты должны быть значимыми и иметь непосредственное отношение к исследуемой теме.
  • Ведущий собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
  • Участники группы выбирают те карточки, которые связаны с предложенным их вниманию высказыванием. Из этих карточек составляется набор.
  • Ведущий зачитывает содержание одной из карточек.
  • Группа дает набору название, отражающее, по общему мнению, сущность всех представленных в наборе фактов. Название должно отвечать следующим требованиям: его смысл должен быть производным от набора фактов, оно не должно быть слишком общим, оно не должно быть простым перечислением фактов из набора. Давая набору название, группа суммирует все имеющиеся в распоряжении факты и затем извлекает из них суть проблемы.
  • Участники группы объединяют в наборы остальные факты — каждый под своим названием. Затем все наборы складываются в один, которому группа дает название, отражающее сущность заключительного набора.

Этот заключительный комплексный набор будет максимально приближен к сущности проблемы и ее определению. Возможно, следует переставить ключевые слова, чтобы возникло ясное и четкое определение проблемы.

Когда в группе появляется общее понимание задачи, происходит сближение позиций участников; все присутствующие соглашаются с определением проблемы; в процессе совместного обсуждения участники группы начинают ощущать «чувство локтя».

2) Решение проблемы
  • Каждый участник записывает свои решения по решению проблемы на отдельных карточках — по одному варианту на каждой карточке, количество вариантов не ограничено.
  • Лидер группы собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
  • Участники выбирают карточки, связанные с этим вариантом решения. Когда все предложения отобраны, они группируются.
  • Ведущий зачитывает один из вариантов.
  • Набору дается название. В ходе дальнейшего обсуждения оставшиеся предложения также объединяются в наборы вариантов решения проблемы, а из них уже составляется окончательный набор. В этом наборе должна быть заключена сущность всех предложенных решений.

Название заключительного набора должно выражать сущность всех предложений. Ведущий задает группе вопрос: «Что объединяет все предложенные идеи?» Поиски ответа вызовут множество мыслей, и ведущий сможет выбрать и сгруппировать самые интересные из них.

Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

В данном случае все участники заседаний (собраний) делятся на две группы: «группу генерации идей» и «группу оценки». Желательно, чтобы «группа генерации идей» состояла из равных по рангам людей. В эту группу включают широко эрудированных мозговая атака сотрудников, склонных к фантазии, но ясно представляющих суть стоящей перед ними задачи. Большое значение имеет приблизительное равенство членов группы по темпераментам. Оптимальное число членов «группы генерации идей», нацеленных на решение проблемы средней сложности, 10 человек.

В «группу оценки» включают людей с критическим складом ума. Здесь обязательно присутствие начальства, имеющего определенные полномочия. Это необходимо для того, чтобы положительная оценка той или иной идеи имела под собой реальную почву для ее реализации.

Обе группы должны иметь руководителей, роль которых необычайно велика. Это дирижер «синтетического мозга». От его эрудиции, такта, умения «завести» членов группы зависит очень многое. Следует отметить, что проблема подбора обеих групп является очень важной и сложной. Сформулируем основные этапы многоступенчатой мозговой атаки.

Этап 1 «Разведка». Проводится первый мозговой штурм, на котором «группой генерации идей» выдвигаются первые идеи. Этот этап рассматривается как этап генерации идей.

Этап 2 «Контрадиктация». На этом этапе участники продолжают выдвигать идеи, но на высказывания по поводу проблемы накладывается одно ограничение: ту же задачу нужно решить, не прибегая к уже высказанным предложениям. Одобряются и поддерживаются идеи, противоположные ранее высказанным.

В результате реализации такого подхода составляются два противоположных списка предложений к решению проблемы. В сумме они содержат максимум предложений и контрпредложений. Наибольший эффект получается, когда участниками мозгового штурма на первой и второй стадиях будут разные люди: подчеркивая необходимость «не трогать» ранее полученные предложения, которые представляются как тупиковые, ведущий не запрещает их использовать.

Этап 3 «Синтез». На этом этапе к обсуждению подключается «группа оценки». Она совмещает в одной системе предложения, высказанные в ходе первого и второго обсуждения, и вырабатывает решения.

Этап 4 «Прогноз». На основе «синтетического» списка идей предлагается прогнозировать возможности и трудности, вытекающие из решения.

Этап 5 «Генерализация». Смысл этого этапа заключается в обобщении полученных идей, сведение их многообразия к небольшому числу принципов.

Этап 6 «Деструкция». Данный этап проводится с целью проверки полученных результатов «на прочность». Его задача — «разгромить» предложения с различных позиций: логической, фактической, социальной. Критика при этом допустима только в отношении сформулированных идей, но не друг друга. Для повышения эффективности этого этапа необходимо сформировать разнокачественный в интеллектуальном и профессиональном отношении состав группы; обеспечить административную и юридическую независимость ее членов от организаторов разработки; не называть авторов идей.

После проведения всех этапов принимается окончательное решение. Следует, однако, отметить, что методика не заменяет ни таланта, ни знаний, ни опыта людей, она только приумножает их мысли. Атмосфера эмоциональной приподнятости, которая создается при коллективном мышлении, способствует вскрытию глубинных творческих резервов человеческой личности.

© 2024 newcity55.ru - Строительный портал - Новый город