В Омске необходимо срочно менять инвестиционный климат

Юридические консультации
18 мая 2018 года


Представители бизнеса считают, что пока в регионе не ликвидируют негативные последствия от принятия постановления 108-П, предпринимательское сообщество не станет инвестировать средства в серьезные проекты.

О проблемах принятия скандально известного постановления № 108-п, которое было принято Правительством Омской области 29 апреля 2015 года, подробно говорилось на встрече представителей Торгово-промышленной палаты РФ, которая состоялась в минувшую среду, 16 мая в областном Конгресс-холле.

Напомним, во встрече приняли участие председатель комитета ТПП России по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Александр Каньшин и его заместитель Марина Карпова. Основной темой прошедшего в Омске круглого стола стал земельной вопрос и конфликт предпринимательского сообщества и властей, разгоревшийся из-за непомерно высокой арендной платы за землю.

Своим видением ситуации с нами поделился Координатор ОРОД «Новый город» Анатолий Канунников:

«Правительство Омской области приняло постановление № 108-п, которое 11 мая 2015 года вступило в законную силу. Вследствие этого у 2 747 арендаторов земли в г. Омске возросла арендная плата от 3 до 200 раз. 1,2 млрд. рублей «долгов», возникших у предпринимателей после перерасчета по 108-п, администрация города и области начислили бизнесу незаконно задним числом, вследствие чего арендаторам стали производить перерасчет арендной платы и начислять штрафные санкции за прошлый период, с 11 мая 2015 года.

Предпринимательское сообщество, депутаты Законодательного собрания Омской области и Омского городского Совета предприняли ряд мер, направленных на приведение постановления № 108-п в соответствии с основными принципами, утвержденными Правительством РФ:

1. На заседании комитета Омского городского Совета по финансово-бюджетным вопросам 03.11.2016 г. был рассмотрен вопрос «Об обоснованности изменения департаментом имущественных отношений Администрации города Омска арендной платы за земельные участки и начисления задолженности за прошедший период», по тогам которого комитетом принято решение: предложить Администрации города Омска приостановить работы по взысканию задолженности за аренду земельных участков, представленных предприятиям и организациям города Омска. Соответствующее обращение Омского городского Совета с указанным предложением было направлено и в адрес Губернатора области.

Однако, Администрация города Омска и Правительство Омской области проигнорировала данное предложение;

2. После неоднократных просьб от предпринимательского сообщества, депутатов Законодательного Собрания Омской области и Омского городского Совета, Союза строителей Омской области и Союза предпринимателей Омской области о приведении постановления № 108-п в соответствие с основными принципами, утвержденными Правительством РФ, только в декабре 2016 года была создана рабочая группа для проработки соответствующих изменений в постановление № 108-п.

Первоначально рабочей группой было принято решение о внесении изменений в вышеуказанное постановление с применением правила обратной силы закона. Впоследствии данное решение принято не было, вместо этого, Правительство Омской области 31.05.2017 постановлением № 162-п приняло изменения в постановление № 108-п, которые вступили в силу с 01 января 2018 года. В последующем работа группы неоднократно приостанавливалась, по факту за 1,5 года сдвигов нет абсолютно никаких;

3. В мае 2017 года, представители работающих в Омске организаций и предприятий, обратились с открытым письмом к председателю Законодательного Собрания Омской области Владимиру Варнавскому и попросили помощи. Возникшие неожиданно миллионные долги, арест счетов, угроза банкротства — такие последствия настигли предприятия и организации г. Омска из-за постановления Правительства Омской области от 29.04.2015 г. № 108-п. К письму были приложены 39 подписных листов от руководителей, работающих в Омске предприятий и организаций об изменении действующего порядка взимания арендной платы за землю, установленного постановлением № 108-п.

Указанное обращение, несмотря на широкий общественный резонанс, было переадресовано в Правительство Омской области и в дальнейшем, по сути, оставлено без ответа;

4. Под давлением общественности, региональное правительство 31.05.2017 года приняло постановление № 162-п, которое вносило изменение в постановление № 108-п. Изменениями введены положения, в соответствии с которыми размер арендной платы в отношении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и усредненного коэффициента в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (от 3,4% до 4,3%).

На неоднократные обращения к региональной власти изменить принятые постановлением № 162-п усредненные коэффициенты на экономически обоснованные с учетом дифференциации земель и применить их с 11 мая 2015 года, то есть с применением принципа обратной силы, прекратить начисление штрафных санкций и пеней и аннулировать их, реакции не последовало;

5. 02.11.2017 г. Верховный суд РФ отменил решение Омского областного суда и удовлетворил требования предпринимателей в части признания недействующим п. 5, п.7 Приложения к Постановлению Правительства Омской области от 29 апреля 2015 года № 108-п.

В ходе судебного заседания в Верховном суде РФ представитель Генеральной прокуратуры РФ поддержал апелляционную жалобу Омских предпринимателей;

6. В связи со сложившейся трагической ситуацией, в 2016-2018 годах от моего имени на имя Губернатора Омской области Виктора Назарова и ВРИО Губернатора Омской области Александра Буркова поступило 8 обращений с просьбой отменить постановление № 108-п, как экономически необоснованное, и принять новое постановление, в котором изменить ставку арендной платы на экономически обоснованную, на примере ставки по земельному налогу, с учетом вида деятельности и применить правила обратной силы к данному постановлению, а именно распространить его действие с 11 мая 2015 года.

В качестве альтернативы, предлагалось рассмотреть возможность принятия разработанного мною Закона Омской области о регулировании арендных отношений в Омской области в соответствии с Основными принципами утвержденными Правительством РФ № 582, и применить правила обратной силы, а именно, распространить его действие с 11 мая 2015 года, предусмотреть льготный выкуп арендаторами арендуемых земельных участков с недвижимостью на этих участках в размере 2,5% от кадастровой стоимости на льготный период до 1 года, а также другие меры. Все предложения были оставлены без ответа;

7. В 2017 году мною было направлен ряд обращений в органы прокуратуры Омской области с просьбой провести проверку законности Постановления Правительства Омской области от 29 апреля 2015 года № 108-п и Решения Омского Городского Совета № 432 от 16.03.2016 г. «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска и предоставленные в аренду без торгов», которое аналогичное Постановлению № 108-п и применяется в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

По результатам проверки, нарушений действующего законодательства и оснований для применения мер прокурорского реагирования, прокуратурой не выявлено;

8. 06.12.2017 решением Омского городского Совета приняты изменения в постановление № 508 «О порядке предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате неналоговых поступлений в бюджет г. Омска».

Однако, и. о. Мэра г. Омска С. П. Фролов, воспользовавшись правом вето, заблокировал это решение, как не прошедшее оценку регулирующего воздействия и как экономически необоснованное. 25.01.2018 депутаты Омского городского Совета направили указанные изменения, заблокированные и. о. Мэра Сергеем Фроловым на доработку в Администрацию города Омска. Только в апреле 2018 года были получены доработанные предложения из администрации Омска. В результате повторного голосования в Омском городском Совете, изменения в постановление № 508 «О порядке предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате неналоговых поступлений в бюджет г. Омска» были приняты в ухудшенном виде, первоначальный рациональный вариант, когда предприниматель не мог платить более 200% с учетом текущих, просроченных и штрафных санкций и столько лет, сколько нужно, чтобы полностью рассчитаться, были отвергнуты;

9. В связи с тем, что предложенные Правительством Омской области изменения в действующее постановление № 108-п не затрагивали вопрос льготного выкупа арендаторами арендуемых земельных участков с недвижимостью на этих участках в размере 2,5% от кадастровой стоимости на льготный период до 1 года (по аналогии с Федеральным Законом № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который предусматривал установление субъектом Российской Федерации цены продаваемого земельного участка в городах с численностью населения менее 3 миллионов человек в пределах двух с половиной процентов его кадастровой стоимости), в марте 2018 года мною совместно с группой депутатов Законодательного Собрания Омской области было направлено обращение к ВРИО губернатора Александру Леонидовичу Буркову с просьбой возобновить работу рабочей группы по дальнейшему внесению изменений в постановление, так как имеющаяся выкупная стоимость носит запретительный характер, не будет востребована и не принесет дополнительные доходы в консолидированный бюджет города Омска и Омской области.

На единственном заседании возобновленной рабочей группы 27.02.2018 года конкретные предложения: посмотреть структуру дебиторской задолженности, провести встречу с бизнесом и у каждого индивидуально спросить, по какой цене он готов выкупать землю, были проигнорированы.

Контрольно-счетная палата объявила размер дебиторской задолженности по арендной плате за землю — на 1 сентября 2017 года она составила 2 млрд. 129 млн. рублей, однако по мнению Администрации города Омска это «выпадающие доходы».

Департамент финансов Администрации города Омска занимает ангажированную позицию, когда говорит, что эти «выпадающие» доходы от аренды могли бы пойти на здравоохранение, образование и прочие социальные сферы. Якобы, 30%-ная выкупная стоимость обеспечит бюджету 800 млн. рублей (если 20%-ная, то 500 млн. рублей, если 15%-ная, то 400 млн. рублей). Когда эти 800/500/400 млн. рублей поступят в бюджет? Расчетов и аналитики не предоставлено.

Опираясь на практику Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, можно сделать вывод, что попытка взыскать 1,2 млрд. рублей арендной платы с предпринимателей, — незаконна. Предлагаемая же выкупная стоимость земли в размере 2,5% поможет решить задачи, стоящие перед регионом. 66 млн. рублей моментально попадет в бюджет региона, а налогооблагаемая база многократно расширится, предприниматели поймут, что власть повернулась к ним лицом.

Считаю, что необходимо принять действенные меры в области изменения постановления 108-п, в том числе по льготному выкупу арендаторами арендуемых земельных участков с недвижимостью на этих участках в размере 2,5% от кадастровой стоимости на льготный период до 1 года, так как это напрямую влияет на инвестиционный климат в регионе. Кроме того, упорядочение отношений власти и бизнеса приведет к росту предпринимательской активности и остановит отток средств из Омска, который может начаться из массовой перерегистрации бизнеса в другие регионы. К сожалению, нежелание властей скорректировать ошибки своих предшественников и отсутствие внятной политики в отношении предпринимательского сообщества, не только не приведет к росту инвестиций в экономику Омской области, но и может привести к серьезным потерям".

Фото: Fedpress.ru.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Омское региональное общественное движение «Новый город»

644103, Омск,
ул. Авиационная, 144


тел.: 379-359

  

© 2016
Все права защищены.